Наверное, в современном мире каждый рожденный ребенок почти в любой точке планеты уже косвенно знаком с этим понятием. Он сосет соску, которая была произведена в Китае, носит боди сшитые в Бангладеш и с радостью гадит в российские подгузники, смотрит мультфильмы на американском YouTube.

Все это является результатом невероятной сговорчивости людского рода. Отчасти именно благодаря международной торговле мы все обязаны такому стремительному прогрессу. Однако, влияние международной торговли далеко не заканчивается на товарах, которые мы потребляем каждый день охотно. На разных людей в разных странах мира международная торговля влияет по-разному. Давайте в этом материале мы с вами, дорогой читатель, попробуем погрузиться в эту тему.

Начнем с двух главных терминов, с которыми многие из нас уже знакомы: Импорт и Экспорт.

«Импорт – это ввоз в страну товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств про обратный вывоз.

Экспорт — это продажа и вывоз отечественных товаров, продуктов интеллектуальной деятельности и услуг на внешний рынок.»

Есть две страны: КазыСтан и ШмотьеСтан, которые производят казы (колбаса) и шмотье (одежда) соответственно. Страны между собой торгуют, продажа колбасы КазыСтаном в ШмотьеСтан будет экспортом для КазыСтана и импортом для ШмотьеСтана. И на оборот, если ШмотьеСтан продает одежду в КазыСтан, то это будет экспортом для ШмотьеСтана и импортом для КазыСтана.

Это довольно упрощенный пример, мы с вами все понимаем, что в мире существует около 200 признанных стран и огромное количество товаров и услуг. Таким образом, компьютер на котором я печатаю, был произведен: из металла, который был добыт где-нибудь в Казахстане; из пластика, который был переработан в России; из интеллектуальной собственности, которая была произведена в США. Конечный продукт — будь то футболка, которую вы носите, или йогурт, который вы потребляете — могли быть собраны в единый продукт из разных продуктов, и модификаций этих продуктов в разных точках планеты. Это все называется глобальной цепью добавленной стоимости.

Читать также ...
Креативная экономика Казахстана: состояние и перспективы отрасли

«Глобальная цепь добавленной стоимости – это результат развития международного разделения труда и представляет собой полный набор действий, который необходим для того, чтобы осуществить продвижение продукта от момента возникновения его концепции до конечного потребителя через все стадии жизненного цикла: придумывание – производство – сборка – фасовка – упаковка – доставка – дистрибуция – и так далее»

Но почему все так сложно? Разве стране не выгодно производить все свое? «Давайте создадим свой луна-парк с блэк-джеком и …». Подумать только, сколько рабочих мест можно было бы создать, сколько денег на этом можно было бы заработать!
Так было не всегда. С начала 14-го до конца 18-го века, люди и правда отталкивались от такого мышления. Страны быстро смекнули: чем больше они экспортируют и чем меньше импортируют – тем больше рабочих мест – тем больше накопление богатства (тогда богатством считалось золото). Такой вид мышления принято называть Меркантилизмом.

«Меркантилизм — это экономическая политика, цель которой — накопление в стране драгоценных металлов, средство достижения цели – активный торговый баланс, то есть превышение экспорта над импортом. Нацеленность на это превышение – и есть главная характеристика меркантилистских взглядов на организацию внешней торговли страны.»

Такой вид мышления спровоцировал развитие протекционизма. Государства старались создать больше препятствий для попадания в страну иностранных товаров путем введения налогов на импорт (тарифы) и путем установления предельно допустимого количества иностранных товаров на собственном рынке (квоты). Помимо этого, государства начали активно поддерживать своих производителей товаров на экспорт – всячески освобождая их от выплаты налогов и предоставляя им льготные кредиты.

«Протекционизм – это внешнеторговая политика государства, направленная на ограничение ввоза импорта и поддержку производства аналогичных внутренних товаров и услуг»

Итак, страны старались по возможности производить все свое, и импортировали только то, что в силу разных обстоятельств невозможно было произвести у себя (например, морепродукты невозможно произвести у себя, если у страны нет выхода к морю). В итоге, многие отечественные товары отличались плохим качеством и стоили при этом дороже международных аналогов (например, для производства кофе требуются определенные климатические условия, однако, можно построить теплицы и выращивать кофе в них; но строительство теплиц – требует дополнительных затрат и вообще, такой кофе, при прочих равных, будет уступать кофе, который растет в естественной среде обитания).

Читать также ...
Еще раз о середняке: разбор критики

В конце 18-го века экономист Адам Смит выдвинул новую идею абсолютных преимуществ. Мысль заключалась в следующем: если бы каждая страна перебросила инвестиции из неэффективных отраслей на производство тех товаров, которые у страны получается производить качественнее и дешевле, чем у остальных стран, то для каждой страны бы открылся глобальный рынок, который был бы более чем достаточен для экономической самореализации всех стран. Примечательно, что и потребители конечных товаров так же оказывались в выигрыше, так как за более низкую цену, глобальный рынок им предлагал более качественные товары. Но для этого необходимо, чтобы другие страны были готовы значительно снизить протекционизм.

«Абсолютное преимущество — преимущество, которым обладает страна, способная, используя дан¬ный объём ресурсов, производить больше, чем другие страны, располагающие тем же количеством ресурсов.»

Для наглядности разберем пример: допустим в мире существует 2 страны и 2 товара и единственным фактором производства для обоих товаров является время.

Колбаса Футболка
КазыСтан 1 час 2 часа
ШмотьеСтан 2 часа 1 час

В таблице у нас две страны: КазыСтан и ШмотьеСтан. Обе эти страны производят одежду и колбасные изделия. Цифрами в ячейках обозначено время, за которое каждая из стран способна произвести единицу соответсвенного товара. Так, КазыСтан производит 1 ед. колбасных изделий за 1 час и 1 единицу одежды за 2 часа, а Шмотье стан производит 1 единицу колбасных изделий за 2 часа и 1 единицу одежды за 1 час.

Колбаса Футболка
КазыСтан ½ Футболки 2 колбасы
ШмотьеСтан 2 Футболки ½ Колбасы

Для начала выразим цену одного товара в ценах другого. Иными словами, посмотрим сколько колбас стоит одна единица одежды для каждой страны и наоборот.

Итак, для КазыСтана цена 1 единицы колбасы стоит ½ (половину) единицы футболки, соответственно 1 единица футболки стоит 2 колбасы.

Читать также ...
Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса в Казахстане: барьеры и возможности

Для ШмотьеСтана – 1 единица колбасы стоит 2 футболки, а 1 футболка стоит ½ (половину) единицы колбасы.

Если эти две страны начнут торговать между собой, получится так, что КазыСтану выгодно покупать футболки у ШмотьеСтана. Ведь за 1 футболку они платят всего половинку колбасы, тогда как на внутреннем рынке за футболку пришлось бы платить 2 колбасы. То же самое справедливо для ШмотьеСтана – за 1 колбасу они теперь будут платить всего половинку футболки, тогда как на внутреннем рынке они бы платили 2 футболки за 1 колбасу.

Вывод: при прочих равных условиях, странам выгодно специализироваться на производстве тех товаров и услуг, на которые у страны имеется Абсолютное преимущество; и импортировать те товары и услуги, на которые у страны Абсолютных преимуществ нет.

Но мир, к сожалению, не так прост. Может же случиться так, что одна страна имеет абсолютное преимущество в производстве обоих товаров. Получается, что одной стране попросту нужно прекратить свое существование?

В начале 19-го века экономист Давид Рикардо развил теорию Адама Смита. Он показал, что торговля выгодна каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров и ввел понятие Сравнительного преимущества. Исходя из тех же допущений, что и теория абсолютных преимуществ, теория сравнительных преимуществ использует понятие альтернативной цены (рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара).

«Сравнительное преимущество — преимущество, которым обладает участвующая в международной торговле страна, если она может произвести данный товар с меньшими относительными затратами, чем другие страны. Другое название — принцип сравнительных затрат.»

Колбаса Одежда
КазыСтан 1 час 2 часа
ШмотьеСтан 4 часа 3 часа

Разберемся на примере наших двух стран. Условия те же, но предположим, что в ШмотьеСтане произошел катаклизм и теперь для производства колбасы им нужно 4 часа, а для производства футболки им нужно 3 часа.

Из таблицы мы можем увидеть, что из-за катаклизма КазыСтан теперь имеет Абсолютное преимущество перед ШмотьеСтаном, как при производстве Колбасы — так и в производстве одежды.

Читать также ...
Как вычисляют социальное пособие?

Давайте смотреть, что будет если эти страны начнут торговать при сложившихся обстоятельствах. Как и в прошлый раз, выразим цену колбасы в футболках и цену футболок в колбасах для каждой страны.

Колбаса Одежда
КазыСтан ½ Футболки 2 колбасы
ШмотьеСтан 4/3 футболки ¾ колбасы

В данном случае одна футболка в КазыСтане стоит 2 единицы колбасы, а в ШмотьеСтане футболка стоит дешевле — ¾ от одной колбасы. В то же время единица колбасы в ШмотьеСтане стоит 4/3 = (1,333) единицы футболки, что дороже чем в КазыСтане, где за 1 единицу колбасы дают всего ½ (половину) футболки.

Таким образом, если КазыСтан будет производить Колбасу для ШмотьеСтана, а ШмотьеСтан — одежлу для КазыСтана, то обе страны выиграют трудовые ресурсы. На каждой закупленной единице одежды КазыСтан будет экономить (2 колбасы – ¾ колбасы = 1.25) единицы колбасы, а ШмотьеСтан на каждой импортированной колбасе будет экономить (4/3 футболки – ½ футболки = 0.83) единицы футболки.

Данный пример наглядно показывает, что странам выгоднее специализироваться на производстве тех товаров и услуг, которые у них получается производить лучше, чем другие товары и услуги, даже если торговый партнер имеет абсолютное преимущество.

Популярность этой теории привело к мысли о том, что богатства стран следует измерять не в количестве накопленного золота, как это было принято при меркантилизме, а в агрегированной стоимости произведенных товаров и услуг в этой стране. Ничего не напоминает? Да, вы правильно разумели, это же ВВП. В свою очередь, это побудило страны значительно снизить барьеры к международной торговле (протекционизм). Модель и правда оказалась эффективной, глобальный ВВП (общее благосостояние планеты) начал стремительно расти, люди начали получать доступ к более качественным товарам и вместе с тем получили возможность платить относительно низкую цену за них.

Однако, протекционизм не исчез основательно. Оставались страны, которые пользовались открытостью глобального рынка, но в то же время не допускали импорт продуктов в свои страны. Это провоцировало конфликты между странами и человечество остро почувствовало нужду в международном институте, который бы разрешал такие споры. В результате, после Второй мировой войны Общество Объединенных Наций (ООН) создало Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). В этом соглашении были прописаны первые общепринятые правила международной торговли. В 1995 году ГАТТ превратился во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Казахстан, к слову, стал членом ВТО только в 2015 году, после 19 лет упорных переговоров.

Читать также ...
Депозиты в Казахстане: что это и как их считают?

Рисунок 1.

Выше представлена гистограмма с топ 20 стран куда Казахстан экспортировал товары в 2020 году. Как мы видим, основным покупателем Казахстанских товаров является Китай, доля которого составляет 19% от всего экспорта Казахстана. Следом идет Италия 14% от всего экспорта и на третьем месте Российская Федерация с долей 10% от всего экспорта.

Рисунок 2.

На рисунке 2 можно рассмотреть, какие товары Казахстан экспортировал на международный рынок в 2020 году. 58% всего экспорта Казахстана составляет нефть и разные виды топлива. Дальше идут разные металлы, руды, продукты неорганичекой химии. Злаки к слову составляют 3% от всего экспорта.

Рисунок 3.

Выше представлена гистограмма с топ 20 стран, у которых Казахстан импортировал товары в 2020 году. Львиную долю импорта в Казахстан занимает Российская Федерация с долей импорта 35%. Следом идет Китай с долей в 17% и Республика Корея с долей в 13%.

Рисунок 4.

Выше можно увидеть основные товарные позиции, которые Казахстан импортировал в 2020 году. 25% составляют ядерные реакторы, оборудование и механические устройства для них; 9% составляют электрические машины, их составляющие и звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура (наверное, связано с резким ростом музыкальной индустрии в Казахстане). Примечательно, что среди топа так же есть минеральное топливо и нефть несмотря на то, что эти продукты составляют 58% экспорта Казахстана.

В целом, если провести поверхностный анализ экспортируемых и импортируемых товарных позиций Казахстана, можно увидеть, что экспорт в основном состоит из сырых необработанных или слабо обработанных товарных позиций, тогда, как импорт составляют в основном высокотехнологичные товары.