Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Молдоканов

Кредитная амнистия 2.0: сколько это может стоить?

Данияр Молдоканов Данияр Молдоканов
29.05.2024
Ekonomist.kz

Ekonomist.kz

В конце II квартала 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал беспрецедентный указ «О мерах по снижению долговой нагрузки граждан Республики Казахстан». Правительству РК было поручено принять меры по погашению задолженности по беззалоговым потребительским займам. Данная мера в первую очередь касалась социально уязвимых слоев населения, общая задолженность которых не превышала сумму в 3 млн тенге. При этом была установлена максимальная сумма амнистии по основному долгу и начисленным процентам в 300 тыс. тенге на одного заемщика.

Помимо этого были предусмотрены списание начисленных штрафов и пени по состоянию на 1 июля 2019 года и запрет на начисление неустойки, комиссий и прочих платежей, которые связаны с выдачей и обслуживанием кредита, по всем беззалоговым потребительским займам физических лиц с просрочкой более трех месяцев. С другой стороны, указ предусматривал запрет на предоставление займов гражданам с доходом ниже прожиточного минимума.

В итоге под амнистию попало более 500 тыс. казахстанцев, на что правительство потратило более 120 млрд тенге из республиканского бюджета.

Примечательно, что данное решение было принято при доле просроченной задолженности по потребительским кредитам в 6,42% от общей задолженности по потребительским кредитам и при общем снижающемся тренде данного показателя согласно данным Национального банка РК. Однако, если посмотреть на абсолютную величину просроченной задолженности по потребительским кредитам, можно заметить, что она как раз имела положительный тренд.

Доля просроченной задолженности от общего долга снижалась за счет относительно стремительного увеличения выдачи новых потребительских кредитов. Во II квартале 2019 года прирост потребительских кредитов составил 7,42%, а в III квартале того же года темпы роста составили 7,34%. Для сравнения, во II и III квартале 2018 года, прирост составлял 5,54% и 0,8% соответственно.

Положительные темпы роста потребительского кредитования продолжались вплоть до I квартала 2020 года и во II квартале ушли в минус, составив -2%. Учитывая запрет на выдачу потребительских кредитов лицам с доходами ниже прожиточного минимума, надо полагать, что большая доля этих кредитов могла бы вернуться при до пандемических темпах развития экономики при прочих равных условиях, однако, учитывая продолжительный «локдаун» и ограничительные меры в отношении бизнеса, существует значительная вероятность появления новых токсичных кредитов – это не учитывая возможное иждивенческое поведение населения, спровоцированное первой амнистией.

Вопрос об очередной амнистии тем временем снова поднимаются населением страны, и активно обсуждается в мажилисе. Ссылаясь на данные Всемирного банка, депутат партии «Ак жол» Азат Перуашев подчеркивает оправданность требований митингующих: «Только по данным Всемирного банка в текущем году количество казахстанцев, выживающих за чертой бедности, увеличилось в 1,5 раза, на 800 тыс. человек, и превысило 2 млн 300 тыс. человек. Получается каждый восьмой гражданин в нашей стране живет на грани нищеты».

Примечателен тот факт, что «Амнистия 2.0» уже обсуждается не только в формате списания просроченной задолженности, но и предлагаются меры по снижению процентной ставки внедрение закона о банкротстве физических лиц. Однако, снижение процентных ставок должно происходить либо путем снижения базовой ставки НБ РК, либо с помощью субсидирования за счет государственных средств. Снижение базовой ставки окажет давление на национальную валюту и негативно отразится на внутреннем рынке депозитов в национальной валюте, а субсидирование за счет государственного бюджета вызовет негодование у добросовестных налогоплательщиков. Что касается инициативы о банкротстве физических лиц – данная мера также не решит проблему в полной мере, ведь всегда можно взять кредит на родственников, друзей и знакомых или обратиться в ломбарды, и подпольные финансовые организации. 

И тем не менее, вопрос о потенциальном росте просроченной задолженности по потребительским кредитам становится все актуальнее с приближением сроков выплаты по тем кредитам, которые были выданы после первой амнистии, а также с понижением реальных доходов казахстанцев.

Взаимосвязь между долей потенциально токсичных кредитов и номинальными доходами населения очевидно отрицательная. Если посмотреть на доходы населения в ценах I квартала 2019 года, можно увидеть, что начиная со II квартала казахстанцы в среднем становятся беднее. Если быть точнее, во II квартале 2020 года, среднедушевые реальные доходы казахстанцев остались на уровне I квартала 2019 года. Если же пересчитать доходы казахстанцев в ценах I квартала 2015 года, то получается, что начиная с I квартала 2015 года, можно увидеть, что казахстанцы сейчас в среднем беднее чем были в 2015 году.

Принимая все вышеперечисленное во внимание, вероятность амнистии в Казахстане довольно высока, Аргументов «против» и «за» амнистии хватает, и в каком-то отношении сам вопрос – из таких, на который нельзя ответить однозначно. С одной стороны, потребительское кредитование является в какой-то степени драйвером экономического роста. С другой стороны возникает вопрос: по какой причине добросовестные налогоплательщики должны отвечать по финансовым обязательствам отдельных граждан? Несмотря на то, что эти вопросы имеют первостепенную важность, есть еще один немаловажный вопрос: во сколько “Амнистия 2.0” может обойтись казахстанским налогоплательщикам? Именно на этот вопрос мы попытались ответить в проведенном исследовании.

Для расчета была использована методология построения трех сценариев возможной динамики доли просроченной задолженности потребительского кредитования от валового абсолютного значения потребительских кредитов: оптимистичного, среднеисторического и пессимистичного. 

Сценарии построены на базе коэффициентов чувствительности показателя токсичных кредитов на основные макроэкономические показатели. Коэффициенты чувствительности в свою очередь были получены с помощью регрессионного анализа с использованием панельных данных в разрезе регионов страны с I квартала 2015 года по II квартал 2020 года. Прогнозы по основным макроэкономическим показателям были использованы, основываясь на прогнозах всемирного банка, Международного валютного фонда, Министерства национальной экономики РК. Всемирный банк прогнозирует падение темпов роста ВВП в 2020 году в Казахстане до значения -3%, в то же время МНЭ РК прогнозирует снижение в коридоре от -2% до -2.3%. 

 

Таблица 1. Расчеты по кредитной амнистии в РК

Результаты расчетов % изменение 2020 прогноз
2019 ВВП

(-3%)

ВВП

(-2.3%)

ВВП

(-2%)

ВВП

(-3%)

ВВП

(-2.3%)

ВВП

(-2%)

Доля просрочки 5.24% 17% 13% 12% 6.15% 5.94% 5.84%
Доходы 448 929

тенге

-22% -17% -15% 350 613 тенге 373 553 тенге 383 385 тенге
Кредиты 15 907 510 млн тенге -6% -5% -4% 14 923 238 млн тенге 15 152 901 млн тенге 15 251 329 млн тенге
Просрочка 833 474 млн тенге 10.1% 7.9% 6.9% 917 523 млн тенге 899 511 млн тенге 891 494 млн тенге
К списанию 0 — — — 96 745 млн тенге 78 733 млн тенге 70 716 млн тенге

Источник: расчеты автора по данным НБ РК, Всемирного банка. 

 

Расчеты показали, что средние номинальные доходы казахстанцев могут упасть на 15-22% за 2020 год относительно 2019 года. Валовая сумма выданных кредитов также будет снижаться ввиду снижения экономической активности населения, в то же время доля просроченной задолженности может вырасти на 6,9-10,0%. При таком раскладе, сумма, которую необходимо будет списать, чтобы стабилизировать долю просроченной задолженности на уровне 5,5%, может составить от 96,7 млрд тенге до 70,7 млрд тенге.

Коронакризис нанес серьезный урон экономике Казахстана. Сейчас предельно важно иметь представление о том, куда и каким образом распределять бюджетные деньги. Мы надеемся на то, что наш прогноз сделает свой вклад в обсуждении данной темы и внесет немного конкретики. 

 

Статья подготовлена на основе исследования, проведенного автором. 

 

Теги: доходы физлицкредитная амнистия
Предыдущий пост

Спасут ли нас $500 млн: чем кредит Всемирного Банка может навредить казахстанскому АПК?

Следующий пост

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

Данияр Молдоканов

Данияр Молдоканов

Данияр Молдоканов - экономист, исследователь в Норвежском институте международных отношений (NUPI)

Статьи по теме

Ekonomist - Кому идут деньги государства: как работают субсидии в Казахстане?

Кому идут деньги государства: как работают субсидии в Казахстане?

23.05.2025
Ekonomist - Финтех-бум в Центральной Азии: как Uzum, Kaspi и Humo меняют рынок

Финтех-бум в Центральной Азии: как Uzum, Kaspi и Humo меняют рынок

02.06.2025
Ekonomist - Что такое бюджетный дефицит и почему он возникает?

Что такое бюджетный дефицит и почему он возникает?

22.05.2025
Ekonomist

Что такое платёжный баланс и как он влияет на валютный курс?

21.05.2025
Торговля Центральной Азии с Турцией за 5 лет выросла в полтора раза

Торговля Центральной Азии с Турцией за 5 лет выросла в полтора раза

02.06.2025
Ekonomist -Что такое девальвация: объясняем на примерах Казахстана

Что такое девальвация: объясняем на примерах Казахстана

20.05.2025
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.