Қазақстандықтар кірістерінің өсіп келе жатқан бөлігін азық-түлікке жұмсайды – бұл ресми статистика бойынша тіркелген және әрбір қазақстандықтың жеке тәжірибесімен расталған факт. Сонымен бірге, ел экономикасы өсу кезеңінде, ал шенеуніктер әл-ауқат көрсеткіштерінің өскенін хабарлайды.

Почему экономический рост не приводит росту качества потребления? Почему даже при росте показателя реального дохода населения качество потребления не растет? Откуда взять ресурсы на потребление в этих условиях? Все эти вопросы актуальны не только для экономистов, но в большей степени для политиков – людей принимающих решения в условиях высокой неопределенности. 

В основу этого материала легли тезисы автора, изложенные на заседании КИПР, проведенном совместно с проектом Ekonomist.kz, в Алматы, 26 ноября 2019 года. 

Что такое потребление?

Потребление – приобретение товаров и услуг за счет расходования доходов или сбережений. В этом материале мы говорим о таком субъекте потребления, как потребитель, и о таком виде потребления, как личное

В экономической науке в последние 200 лет было выявлено несколько десятков  законов потребления – положений, которые в значительной мере отражают общие правила поведения экономических игроков вне зависимости от регионального или культурного контекста и о которых не принято спорить. Ниже предложены наиболее важные из них в контексте избранной тематики. 

Основной психологический закон Кейнса

  •   Личное потребление зависит от уровня доходов, однако его динамика отстает от роста доходов.
  •   При росте уровня своих доходов люди склонны увеличивать потребление, но не в меру роста доходов, а в меньшей степени. Процент дохода, направляемый на сбережения, растет по мере роста доходов.

Закон Энгеля

  •   Поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально.
  •   Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения.

Закон Мальтуса

  •   При одном и том же количестве благ их распределение по семьям и индивидуумам зависит от соотношения лиц, приносящих доход, и иждивенцев в семье. Больше детей – ниже доходы.

Далее я рассмотрю, как менялись эти три составляющие – расходы на потребление, доходы и сбережения – в Казахстане в последние годы и месяцы.

Расходы домохозяйств

Расходы на потребление по закону Энгеля хорошо характеризуют уровень жизни населения. В ряду таких стран, вышедших из социалистического лагеря, как Эстония, Польша, Россия и Беларусь, показатели Казахстана наиболее скромные: казахстанцы пускают на продукты питания около 50% своих расходов, эстонцы – чуть больше 20%, россияне – около 30%.

Рост доли продовольственных товаров в денежных расходах населения Казахстана поступательно растет последние 10 лет. С 2015 года рост ускорился. В 2009-2019 годы вес расходов на продовольствие увеличился на 10 п.п. Во II квартале 2019 года доля расходов на потребление продуктов питания в структуре потребительских расходов достигла пика за последние 10 лет – 51,2%.

Доля непродовольственных товаров в структуре расходов сократилась в 2009-2019 годы на 6,2 п.п. – до 21,0%. Доля платных услуг снизилась на 4,4 п.п. – до 20,6%.

Это значит, что казахстанцы – по крайней мере те 12 тыс. домохозяйств, которые попали в периметр опроса статкомитета – отказываются от товаров долговременного пользования и различных услуг в пользу еды.

Доходы домохозяйств

С чем связана такая структура потребления? Ответ на этот вопрос могут дать сведения о доходах казахстанцев.

Рост реальных доходов населения составил по итогам янв.-сент. 2019 года составил 6,4%.

Однако реальные доходы населения не росли устойчиво – в последние 10 лет мы наблюдали два года снижения реальных доходов и еще 4 года низкого роста доходов (ниже 5%). Доходы распределяются по экономике неравномерно: разрыв между медианной и средней заработной платой почти двукратный. Чуть менее 30% экономики находится в тени, в неформальном секторе заняты около 16% рабочей силы.

Показательно, что в структуре денежных доходов населения предельно снизилась доля заработной платы на 7,8 п.п. – до 62,4%. Доля доходов от предпринимательской деятельности на 0,9 п.п. – до 10,4%. Доля пенсий выросла на 8,3 п.п. – до 15,8%.

Показательно, как сильно меняется структура населения по доходам при росте количества детей в семье. Около 90% семей, в которых 4 и более детей находятся на пороге или ниже уровня бедности. В условиях нынешнего уровня благосостояния многодетность – фактор бедности.

Сбережения

Устойчивый рост реальных доходов в соответствии с законом Кейнса должен выливаться в рост сбережений. В условиях неравномерного распределения богатства в экономике – 162 человека владеют половиной благосостояния страны – логичнее опираться не на портфель депозитов физлиц, а на опросы населения.

В опросе об инфляционных ожиданиях, который проводит Нацбанк РК есть данные респондентов о состоянии их сбережений. В сентябре 2019 года доля респондентов, у которых снизились сбережения находилась на самой высокой отметке за последние 12 месяцев – 20,5% (рост на 1,7 п.п.). Доля респондентов, которые не смогли сделать сбережения по итогам этого месяца достигла 86,9%.

Бұл материалдың негізін 2019 жылы 26 қарашада Алматы қаласында Ekonomist.kz жобасымен бірге өткізілген CYPRUS жиналысында ұсынылған авторлық тезистер құрады.

Читать также ...
Шағын және орта бизнестің корпоратив табыс салығы реформасы

Инфляция

Высокая инфляция – негативно влияет на реальные доходы населения, в особенности это касается людей с наименьшими доходами. Наметившийся в последние месяцы рост инфляции – 5,5% в годовом выражении – чувствительнее всего ударил по 1-му децилю (люди с наименьшими доходами), поскольку вес продовольствия в их продуктовой корзине выше. Динамика роста цен на продукты питания ускорилась вдвое. По-видимому, причиной этому служит как фактор роста цен на продовольствие на мировом и региональном рынках, так и снижение производства отдельных продтоваров внутри страны.

Высокая инфляция вызывает озабоченность казахстанских властей, однако в сравнении с предыдущими периодами, этот рост цен в этом году кажется незначительным. По итогам 2019 года НБ РК ожидает роста на уровне 5,8% при значении коридора инфляции 4-6%.

Меры государственной политики и “узкие места”

НаправлениеМеры“Узкие места”
Контроль инфляцииИнфляционное таргетированиеНеэффективный процентный канал (длительность трансмиссии – 1 год)
Товарные интервенции и контроль цен на СЗПТСлабый эффект от товарных интервенций на фоне импорта инфляции
Снижение тарифов на услуги ЖКХСнижение предсказуемости тарифной политики
Рост доходовПовышение выплат социально уязвимым слоям населения и повышение зарплат бюджетникамРост доходов населения разгоняет потребление (на него приходится до 0,5% инфляции)
Программы поддержания занятости
Госпрограммы, стимулирующие рост производства продукции (“Экономика простых вещей” и др.)
Госпрограммы, стимулирующие рост потребления (ипотека, автокредитование и т.д.) Снижение стоимости товаров долговременного пользования разгоняет спрос на них (рост продаж автомобилей на 18,3% в янв.-сент.)

Из сказанного можно сделать следующие выводы.

Рост реальных доходов не приводит к повышению уровня благосостояния населения. В дальнейшем это спровоцирует рост бедности и усиление неравенства.

Необходимы кардинальные изменения государственной политики в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

Прогноз на 2020 год

Номинальный рост доходов сохранится на уровне 2019 года или будет выше.

  •   Произойдет индексация пенсий (инфляция +2%) и пособий (на 30% для некоторых категорий).
  •   Повысится заработная плата учителей средних школ на 25%.
  •   Повысится заработная плата медицинского персонала; врачей – на 30%, медсестер – на 25%.

Наблюдаются предпосылки для роста потребительских цен.

  •   Рост мировых цен на продовольствие.
  •   Рост цен на хлебобулочные изделия на фоне скромного урожая-2019 и угрозы снижения переходящего остатка зерна.
  •   Рост цен на услуги ЖКХ (индексация операционных издержек естественных монополистов).
  •   Рост цен на топливо (Минэк обещал рассмотреть повышение акциза в 2,25 раза, что приведет к повышению цен на бензин, как минимум, на 7% в годовом выражении).
  •   Продолжающийся номинальный рост доходов бюджетников.
  •   Государственные программы, стимулирующие производство и спрос.

Общий вывод

Складываются условия для замедления темпов роста реальных доходов населения. Чтобы поддержать текущий уровень потребления домохозяйствам придется тратить запасы. Это означает, что произойдет дальнейшее снижение уровня сбережений. Это приведет к росту спроса на потребительские кредиты. В последние 12 месяцев (на сентябрь 2019 года) портфель потребов вырос на 22,6% – до 3,9 трлн тенге. Кредитную активность будет тормозить запрет на займы, распространяющийся на физлиц с низкими доходами. Поддержать бюджеты этой группы населения должны социальные выплаты и рост номинальной заработной платы.

Рекомендации

Краткосрочная перспектива

  • Антиинфляционная политика. Необходимо повысить эффективность товарных интервенций, а также обеспечить максимальную прозрачность цен. Важно расширять масштаб применения модели оптово-распределительных центров, создаваемых на средства частного бизнеса. Фактически это модель товарных интервенций, но без прямого государственного участия.
  • Антимонопольная политика. Борьба с монополиями и сговорами оптовиков и производителей. Для этого необходимо сделать независимым антимонопольный орган и обеспечить его достаточными для регулярных расследований ресурсами.
  • Защита доходов населения. В 2015 году НБ РК пошел на компенсацию владельцев наиболее маленьких депозитов. В итоге удалось избежать оттока вкладов и перетекания этих средств в потребление, что дало бы дополнительный импульс инфляции. Повышение ставок по безотзывным депозитам создаст стимулы сберегать, а не тратить.

Долгосрочная перспектива

  • Инфляционное таргетирование. Необходимо продолжать политику инфляционного таргетирования, повышая эффективность управления инфляцией через процентный канал. После завершения AQR и завершения перехода на новую модель регулирования банковского сектора произойдет восстановление кредитования частного сектора эта проблема будет решена. При этом необходимо делать максимально доступными механизмы хеджирования валютных рисков.
  • Промышленная политика. Создание новых производств и повышение производительности труда решит проблему насыщения внутреннего рынка, так и обеспечит устойчивый рост доходов населения. Для этого необходимо исключить конкуренцию госпрограмм, предлагающих низкие ставки кредитования, внедрить жесткую экспортную дисциплину. В противном случае мы увидим лишь рост количества зомби-компаний.
  • Снижение доли государственного участия в экономике за счет кардинального сокращения количества видов деятельности, которыми могут заниматься государственные и квазигосударственные компании. Правило “желтых страниц” должно заработать в полную силу.