28 ноября 2019 года в Лондоне в одном из ведущих исследовательских центров Великобритании Chatham House был представлен доклад по Казахстану на основе исследования на тему «Казахстан: испытание переходным периодом».
Ниже приведен синопсис доклада, в котором изложены основные вопросы и предложения касающиеся текущего переходного периода, который является беспрецедентным для пост-советских стран.
Частичная передача политической власти путем организованного транзита привела Казахстан на неизведанную территорию. Сможет ли страна провести модернизацию и необходимые реформы и вырваться из своего авторитарного прошлого?
Транзит в Казахстане
Казахстан находится на переломном этапе своей истории. По сути, самое богатое государство Центральной Азии приступило к смелому эксперименту после того, как в марте 2019 года президент и давний правитель Нурсултан Назарбаев принял решение уйти в отставку с поста президента и начать управляемый политический транзит. Такого межпоколенческий переход, не испытанный ранее в других бывших советских республиках, приносит с собой и большие риски. Наряду с стремлением сохранить свое собственное наследие, которое он создал за счет доминирования в стране с момента обретения ею независимости в 1991 году, Назарбаев стремится к тому, чтобы Казахстан не отступал от курса, который он установил, обеспечивая при этом стабильность режима в контексте многочисленных внутренних и международных вызовов. Однако это легче сказать, чем сделать.
Неопределенность вокруг этого проекта является существенной, особенно с учетом указа о «возврате» части полномочий после отставки Назарбаева, ограничивающего полномочия его преемника Касым-Жомарта Токаева всего через семь месяцев после ухода Назарбаева с поста президента. Как долго Токаев сможет надежно оставаться президентом, учитывая такой прозрачный подрыв его авторитета? Действительно ли Назарбаев готовит место для своей дочери Дариги Назарбаевой, другого родственника или влиятельного игрока не являющегося членом семьи? Будет ли эффективно функционировать «казахский тандем» Назарбаева и Токаева, или же между ними возникнут напряженность и конфликты, как по утверждению многих уже происходит? Как руководство справится с протестными настроениями, которые сейчас проявляются на улицах Казахстана, и решит политические и социально-экономические проблемы, питающие это недовольство? Как мог бы закончиться политический транзит, если бы Назарбаев внезапно покинул политическую сцену? Каков долгосрочный план транзита после того, как Назарбаев ушел с поста президента, и насколько он будет эффективным?
Цели доклада
Казахстан входит в неизведанную территорию, поэтому цель этого отчета двояка.
Во-первых, убедить Запад уделить больше внимания Казахстану.
Относительная важность страны в Центральной Азии и постоянное внимание Китая и России свидетельствуют о том, что Запад может ошибаться, направляя на Казахстан так мало времени и дипломатических усилий и так мало ресурсов. Это не столько просчет (что можно было бы предположить, если считать, что такой расчет вообще существовал), сколько ошибка в виде пренебрежения, построенное на предположении, что будущее страны будет напоминать настоящее. А именно, что Казахстан останется внутренне стабильным, относительно незначительным геополитически, но, тем не менее, дружественным союзником Запада. Фактически, траектория страны в течение следующих нескольких лет имеет потенциально стратегическое значение. При этом даже текущий политический полупереход предоставляет Западу редкую возможность противостоять глобальному росту авторитаризма в отдельном государстве, которое открыто для рациональных аргументов и экономической логики.
Вторая функция отчета — служить благонамеренным посланием руководству Казахстана.
Исследование, проведенное восемью авторами доклада, показывает, что Казахстан рискует не достичь целей, которые его руководство поставило перед страной. Каким бы значительным это ни было, частичное самоотстранение Назарбаева отнюдь не гарантирует модернизацию и обновление, которые он и его преемник обещали. Глубокие политические, экономические и социальные реформы потребуются, если Казахстан хочет решить растущие проблемы, связанные с его стабильностью, процветанием и развитием. Уличные протесты после отставки Назарбаева продемонстрировали, что уровень недовольства населения намного выше, чем власти признают. Руководству необходимо преодолеть разрыв между правителями и управляемыми и начать прислушиваться к своим гражданам.
Чтобы избежать спада и противостоять внешнему давлению и геополитическим усилиям, которые могут ослабить суверенитет, который его руководство так решительно защищает, Казахстану нужны новые лица — инноваторы и реформаторы — на всех уровнях управления, а также новые идеи. Этот отчет призван помочь с «идейной» частью этого предложения. Он также включает ряд рекомендаций для западных правительств и учреждений, а также для правительства Казахстана.
Social Media