Логотип Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Логотип Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Каппаров

Казахстан: испытание переходным периодом

Касымхан Каппаров Касымхан Каппаров
29.05.2024
Касымхан Каппаров - Казахстан-испытание-переходным-периодом

28 ноября 2019 года в Лондоне в одном из ведущих исследовательских центров Великобритании Chatham House был представлен доклад по Казахстану на основе исследования на тему «Казахстан: испытание переходным периодом».

Ниже приведен синопсис доклада, в котором изложены основные вопросы и предложения касающиеся текущего переходного периода, который является беспрецедентным для пост-советских стран.

Частичная передача политической власти путем организованного транзита привела Казахстан на неизведанную территорию. Сможет ли страна провести модернизацию и необходимые реформы и вырваться из своего авторитарного прошлого?

Транзит в Казахстане

Казахстан находится на переломном этапе своей истории. По сути, самое богатое государство Центральной Азии приступило к смелому эксперименту после того, как в марте 2019 года президент и давний правитель Нурсултан Назарбаев принял решение уйти в отставку с поста президента и начать управляемый политический транзит. Такого межпоколенческий переход, не испытанный ранее в других бывших советских республиках, приносит с собой и большие риски. Наряду с стремлением сохранить свое собственное наследие, которое он создал за счет доминирования в стране с момента обретения ею независимости в 1991 году, Назарбаев стремится к тому, чтобы Казахстан не отступал от курса, который он установил, обеспечивая при этом стабильность режима в контексте многочисленных внутренних и международных вызовов. Однако это легче сказать, чем сделать.

Неопределенность вокруг этого проекта является существенной, особенно с учетом указа о «возврате» части полномочий после отставки Назарбаева, ограничивающего полномочия его преемника Касым-Жомарта Токаева всего через семь месяцев после ухода Назарбаева с поста президента. Как долго Токаев сможет надежно оставаться президентом, учитывая такой прозрачный подрыв его авторитета? Действительно ли Назарбаев готовит место для своей дочери Дариги Назарбаевой, другого родственника или влиятельного игрока не являющегося членом семьи? Будет ли эффективно функционировать «казахский тандем» Назарбаева и Токаева, или же между ними возникнут напряженность и конфликты, как по утверждению многих уже происходит? Как руководство справится с протестными настроениями, которые сейчас проявляются на улицах Казахстана, и решит политические и социально-экономические проблемы, питающие это недовольство? Как мог бы закончиться политический транзит, если бы Назарбаев внезапно покинул политическую сцену? Каков долгосрочный план транзита после того, как Назарбаев ушел с поста президента, и насколько он будет эффективным?

Цели доклада

Казахстан входит в неизведанную территорию, поэтому цель этого отчета двояка.

Во-первых, убедить Запад уделить больше внимания Казахстану.

Относительная важность страны в Центральной Азии и постоянное внимание Китая и России свидетельствуют о том, что Запад может ошибаться, направляя на Казахстан так мало времени и дипломатических усилий и так мало ресурсов. Это не столько просчет (что можно было бы предположить, если считать, что такой расчет вообще существовал), сколько ошибка в виде пренебрежения, построенное на предположении, что будущее страны будет напоминать настоящее. А именно, что Казахстан останется внутренне стабильным, относительно незначительным геополитически, но, тем не менее, дружественным союзником Запада. Фактически, траектория страны в течение следующих нескольких лет имеет потенциально стратегическое значение. При этом даже текущий политический полупереход предоставляет Западу редкую возможность противостоять глобальному росту авторитаризма в отдельном государстве, которое открыто для рациональных аргументов и экономической логики.

Вторая функция отчета — служить благонамеренным посланием руководству Казахстана.

Исследование, проведенное восемью авторами доклада, показывает, что Казахстан рискует не достичь целей, которые его руководство поставило перед страной. Каким бы значительным это ни было, частичное самоотстранение Назарбаева отнюдь не гарантирует модернизацию и обновление, которые он и его преемник обещали. Глубокие политические, экономические и социальные реформы потребуются, если Казахстан хочет решить растущие проблемы, связанные с его стабильностью, процветанием и развитием. Уличные протесты после отставки Назарбаева продемонстрировали, что уровень недовольства населения намного выше, чем власти признают. Руководству необходимо преодолеть разрыв между правителями и управляемыми и начать прислушиваться к своим гражданам.

Чтобы избежать спада и противостоять внешнему давлению и геополитическим усилиям, которые могут ослабить суверенитет, который его руководство так решительно защищает, Казахстану нужны новые лица — инноваторы и реформаторы — на всех уровнях управления, а также новые идеи. Этот отчет призван помочь с «идейной» частью этого предложения. Он также включает ряд рекомендаций для западных правительств и учреждений, а также для правительства Казахстана.

Теги: Chatham HouseКазахстанмакроэкономика
Предыдущий пост

Саморегулирование на рынке медуслуг: требуются три института

Следующий пост

Экономические вызовы в период политического транзита

Касымхан Каппаров

Касымхан Каппаров

Экономист, Основатель Ekonomist.kz, Управляющий партнер консалтинговой компании EMCG

Статьи по теме

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Ekonomist - Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

03.06.2025
OECD: открытость рынка услуг Казахстана в 2024 году

OECD: Высокие барьеры на рынке услуг сдерживают инвестиции в Казахстане

02.06.2025
Ekonomist - 20 % населения без базовых услуг: как урбанизация создаёт новые очаги уязвимости в столицах ЦА»

Урбанизация в Центральной Азии: 20% населения без базовых услуг

04.07.2025
Ekonomist - Что такое неформальная занятость и почему она проблема

Неформальная занятость в Центральной Азии — скрытый потенциал для роста ВВП

31.05.2025
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Finflow привлек $500,000 от инвесторов из США и Казахстана

Впервые американский венчурный фонд инвестировал в казахстанский стартап в сфере Fintech

19.07.2025
Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.