В рамках первого Central Asia Nobel Fest Live 3 октября 2020 года прошла панельная сессия о роли развития человеческого капитала в Казахстане. Особая роль в дискуссии уделялась проблемам сферы образования в свете пандемии коронавируса, которая вынесла на поверхность много пробелов образовательной системы страны.
Формулировка темы сессии: “Как ускорить развитие человеческого капитала в Казахстане, Центральной Азии и ближайших к региону странах?”
Видение университетов
Сессия началась с обсуждения вопроса организационных изменений в работе университетов Казахстана с приходом пандемии.
“Онлайн-преподавание – это совсем другой вид деятельности, и для Назарбаев Университета в том числе. Мы очень много работали над реорганизацией нашей деятельности, и на данный момент ситуация под контролем – внедрен гибридный учебный процесс. Однако “онлаин” означает, что опыт, который студенты должны получать будучи на кампусе, недоступен. Они не имеют возможности реального общения, что вызывает определенную обеспокоенность”, – рассказал президент Назарбаев Университета (НУ) Шигео Катсу.
“Пандемия как лакмусовая бумажка, выявила проблемы, которые для нас иногда были скрытыми”, – продолжил дискуссию Серик Ирсалиев, президент Международного университета Астана. Из 1,5 млрд детей в мире 463 млн оказались вне образования в силу отсутствия доступа к техническим средствам и интернету. Таким образом, неравенство и отсутствие физиологической приспособленности к онлайн обучению стали основными проблемами сферы образования во время пандемии в Казахстане.
Экспертами Всемирного банка в исследовании 2020 года The COVID-19 Pandemic: Shocks to Education and Policy Responses отмечено, что “последствия такого шока в сфере образования будут длиться еще 50-60 лет”, – прокомментировал Саясат Нурбек, руководитель BTS Education.
Один из эффектов пандемии на РК – у большинства лиц, принимающих решения, утвердилось понимание высокой значимости системы образования. “Мы отходим от традиционного формата подачи информации и переходим в новую плоскость – Edutainment, когда развлечения становятся неотъемлемой частью образования”, – отметила Эльмира Обри, заместитель главного исполнительного директора Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА.
Важно повышать инвестиции в образование
Сессия о человеческом капитале продолжилась обсуждением проблемы утечки кадров – очень актуальной для Казахстана проблемы. Шигео Катсу отметил, что главный вопрос стоит в том, что именно может быть сделано для того, чтобы люди оставались работать в Казахстане. Многие выпускники НУ обычно продолжают свою учебу за рубежом, и в этом случае наша задача заключается в создании хороших условий, чтобы потом они же могли продолжать свою исследовательскую деятельность в Казахстане.
“Мы 6 лет назад выпустили своих первых студентов, и многие из них заканчивают свои программы докторантуры и заинтересованы в возвращении домой”, – резюмировал г-н Катсу.
Саясат Нурбек отметил, что именно сейчас настал момент дискуссии об актуальности модели образования страны. Спикер обратил внимание на то, что текущая система оценки знаний (ЕНТ, действующая система аттестации), сложившаяся в Казахстане, не соответствует реальности и требуемым навыкам рынка труда.
“Необходимо создать экосистему, которая может использовать все плюсы нестардартных моделей обучения и максимально индивидуализировать процесс обучения”, – подытожил г-н Нурбек.
“На данный момент 100 тысяч казахстанцев обучаются в 131 стране мира. И это без учета казахстанцев, обучающихся в Китае”, – заявил Серик Ирсалиев. По словам спикера, этих студентов можно разделить на 3 группы: первая – это “самые умные”, которые остаются за границей; вторая – “менее умными”, которые теряют свою этническую идентичность, а третья группа не представляет Казахстан в лучшем свете находясь за рубежом.
Что ждет тех, кто возвращается домой – большой вопрос. Г-н Ирсалиев отметил, что создание всемирной ассоциации выпускников и зарубежных студентов, которая бы объединяла всех и системно работала над этими проблемами может быть хорошим решением вопроса утечки мозгов.
Роль государства
На сегодняшний день ряд международных исследований показывают низкие позиции Казахстана в области образования и воспитания детей, что является тревожной характеристикой состояния человеческого капитала в стране. Государство делает много для того, что решить эту проблему — но достаточно ли этого “много”?
“На данный момент мы недостаточно счастливые, недостаточно образованные, но достаточно коррумпированные. Что делать? Инвестировать в образование”, – подчеркнул г-н Ирсалиев. В то время как международные организации рекомендуют инвестировать в образование от 5 до 7% от уровня ВВП, в Казахстане этот показатель держится на уровне 3 — 4%. “Хроническое недофинансирование образования — это ключевая проблема нашей страны” — подытожил спикер.
Полное видео сессии доступно на Youtube-канале фестиваля Central Asia Nobel Fest.
Social Media