Регулярное повышение цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) в Казахстане явление столь же ожидаемое, как Новый год. Однако, если всеми любимый праздник казахстанцы ждут с радостью, то от стремительно растущих цен им не до веселья. Между тем для сдерживания цен на СЗПТ государством принимается ряд мер. Насколько они эффективны и помогают ли в сдерживании инфляции в интервью Economist.kz рассказал эксперт в сфере общественного мониторинга Руслан Асаубаев.
Ekonomist: Ежегодно мы наблюдаем рост цен на СЗПТ. В прошлом году они подорожали на 11%. Для их сдерживания правительство прибегает к разным мерам. Какие новые инициативы и механизмы используют Министерство торговли и интеграции вместе с Министерством сельского хозяйства?
— Текущий год явно стал для аграриев сложным испытанием. Возникший вопрос повышения цен и дефицита овощной продукции (СЗПТ) никогда не стоял приоритетом в стратегических документах министерства сельского хозяйства. Так, в проекте постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Национального проекта по развитию агропромышленного комплекса РК на 2021-2025 годы» поставлена задача насыщения внутреннего рынка продовольственными товарами на уровне 80%. Для показателей достижения выбраны яблоки, рыба, колбасные изделия, сыры и творог, сахар и мясо птицы. К 2025 году Казахстан должен добиться следующих значений поставок товаров с внутреннего рынка: яблоки — 100%, рыба — 100%, колбасные изделия — 100%, сыры и творог — 100%, сахар — 80%, мясо птицы — 100%. По предложенному перечню продуктов можно предположить, что Министерство сельского хозяйства (МСХ) РК видит перспективу и реально возможное достижение показателей за счет указанного перечня продуктов. Для этого перечня уже имеются производственные мощности и крупные производители. Но остаются вопросы по ценам на овощи, которые сильно зависят от фактора сезонности года.
Одной из инициатив, на которую возлагают надежды, стала реализация так называемой «оборотной схемы», когда финансовые средства выделяются частным организациям с целью сдерживания цен. Для быстрого решения вопроса и вовлечения бизнеса в борьбу с повышением цен на СЗПТ стабфонды передали эту функцию субъектам предпринимательства через выдачу льготных кредитов торговым сетям. Между тем для населения виноватым всегда будет работник акимата и власти.
Ekonomist: Как принятие инициативы помогают в сдерживании предельных цен?
— На самом деле, оборотный механизм может справиться с повышением цен, но не на большой период времени и не в убыток себе. Получая займ, частные организации допускаются к оборотным средствам на льготной основе и со своей стороны принимают обязательства реализации продукции по фиксированным ценам. Для какой-то части населения цены будут сдерживаться, может с ограничением в объёме в одни руки. Но достигаем ли мы истиной цели – обеспечения продовольственной безопасности и сдерживания инфляции по продовольственным товарам? При формировании стабфондов в правилах четко прописано: из товаров отечественного производства. Поэтому социально-предпринимательские корпорации (СПК) закупались напрямую у отечественных производителей. По новой схеме деньги поступают в крупные торговые сети, которые не всегда работают с отечественными поставщиками из-за объемов, качества и др. Большие риски здесь в следующем: если цены будут повышаться на СЗПТ, их можно держать на зафиксированном уровне, но понесенный убыток может быть распределен на другие продукты, не входящие в СЗПТ. Опыт работы подсказывает бизнесу, когда будут сложности, поэтому в пик повышения цен он уже свободен от обязательств по оборотной схеме.
Ekonomist: Какие в этом случае есть альтернативные решения?
— Альтернативой выдачи льготных кредитов торговым сетям должно стать развитие форвардных закупок из средств СПК, выделенных на стабилизационный фонд из местного бюджета на три года, с возвратом той же суммы. Эти средства размещаются в специализированной организации. Поэтому, необходимо, чтобы специализированная организация напрямую выдавала заем под минимальные проценты сроком от 12 до 32 месяцев.
Дефицит финансовых средств, особенно у мелких и начинающих хозяйств – постоянная проблема. Наличие бюджетных средств в СПК могло бы решить этот вопрос. Но практика показывает, что СПК, используя этот механизм, устанавливает короткие сроки на их возврат. Толчком может послужить Национальный проект развития АПК, где заложен показатель: объем форвардного закупа сельскохозяйственной продукции, который на 2021 год должен составить 820,4 тыс. тонн. Однако утверждённый в НПА перечень сельскохозяйственных товаров ограничен и состоит из зерновых. Попытка взять под контроль цены за счет форвардных договоров с Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Ираном и Россией по поставкам картофеля, лука, моркови и капусты в межсезонье и период сбора урожая, которую предпринял Бахыт Султанов также не увенчалась успехом.
Нужно учесть, что период сбора урожая в Казахстане совпадает с другими странами. Также необходимо изучить, какую продукцию мы можем импортировать взамен овощей в указанные страны, для достижения взаимовыгодных отношений. Непонятно, есть ли интерес у других стран заключать с нами форвардные договора с фиксированием цен, если есть спрос, то цены будут выше, а фиксированная цена не позволит дополучить прибыль. Использование налоговых пошлин или других ограничительных мер, которые практикуются, также ставит под вопрос этот перспективный механизм. Данный вопрос в настоящее время тяжело решить, так как цены выросли по всей Центральной Азии.
Ekonomist: Для ликвидации перекупщиков и снижения за счет этого цен на сельхозпродукцию практически в половину правительство Казахстана решило создать национальные товаропроводящие сети (НСТ), состоящие из единого комплекса оптово-распределительных центров (ОРЦ). Каковы перспективы и риски создания НТС и ОРЦ?
— В Казахстане с 2017 года активно начали обсуждать создание ОРЦ, хотя идея зародилась еще в 2010 году. Они должны стать логистическими хабами, обеспеченными овощехранилищами, подготовкой продукции в продажу и др.
Что произошло за последнее время? На базе ОРЦ разработали проект по созданию Национальной товаропроводящей системы (НТС), начали разрабатывать концепцию Евразийской товаропроводящей системы. В работу были вовлечены Министерство торговли и интеграции РК, Евразийский банк развития, АО «Центр развития торговой политики QazTradе», консорциум двух компаний – «Continental Logistic» и «Национальная торгово-распределительная сеть». Стоимость проекта оценена в 237,5 млрд. тенге. В этой системе заинтересованы страны ЕАЭС, ЦА и Китай.
Евразийский банк развития проводит исследование, планируется создать информационную систему НТС. Тут можно вспомнить АО «Казагромаркетинг», которое выполняло функцию сбора и анализа информации, но в 2017 году была реорганизована. Теперь можно предположить, что данную функцию будет выполнять «QazTradе», где уже есть департамент аналитики и консалтинга. Однако какие новые механизмы анализа появились, или упор будет сделан на статистические данные, к которым имеется много вопросов у экспертов? А если нам необходима информация по странам ЕАЭС и ЦА? Кто ее предоставит и насколько она будет актуальная? В общем, вопросов много.
Из отчетов чиновников мы знаем, что на сегодняшний день овощехранилище с достаточными объемами есть в шести областях: Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской. Тогда возникает вопрос, почему в этих областях не могут справиться с ценами? Об эффективности работы СПК сказано много, а практика подтвердила их неспособность бороться с их ростом.
Ekonomist: По вашему мнению, получат ли участники товаропроводящей системы предполагаемый эффект от создания таких центров?
— Создание ОРЦ должно дать возможность мелким фермерам хранить свой урожай, ведь высокие цены мотивируют фермеров заниматься овощами. Параллельно административный ресурс «просит» увеличить посевные крупных игроков. Практика показала, что все это может привести к резкому снижению спроса и цены. В этот момент ОРЦ должны помочь с хранением, но руководство овощехранилищ заинтересовано в низкой закупочной стоимости, а не в предоставлении помещений в аренду. В закрытой организации, являющейся монополистом, где решения принимаются кулуарно, без разработки нормативно правовых документов регламентирующие правила ни к чему хорошему не приведут, а только повысят коррупционные риски. За весь период создания ОРЦ данная идея стала глобальной и реализуется в теории – эффект мы сможем увидеть к 2024 году, когда проект будет полностью завершен и внедрен.
Еще один стейкхолдер – крупные торговые сети, осваивающие бюджетные средства через оборотную схему по низким процентам. Это значит, что интересы тех, кто хранит, не совпадают с интересами тех, кто продает. На самом деле, доступность торговых полок для отечественных товаропроизводителей – это очень серьезная проблема, актуальность которой никто не обозначает. По заявлениям чиновников, 90% всей плодоовощной продукции страны приходится на долю средних и малых предприятий, включая личные подсобные хозяйства. Действующие союзы и ассоциации объединили крупных товаропроизводителей, а значит, интересы мелкого бизнеса отстаивать некому.
Если смотреть практику развитых стран, то этот вопрос решается путем объединения мелких производителей в совместные предприятия. Инициатива по созданию ОРЦ принадлежит государству. В нашем случае государству для объединения мелких производителей необходимо было создать все условия, в том числе и финансовой поддержки этого процесса. Вместе с тем, обедняться наши фермеры не хотят, и вести открытый бизнес не торопятся, что также будет мешать интеграции.
Ekonomist: Какие еще проблемы требующие решения существует в это сфере? Какие еще меры необходимо принимать государству для сдерживания и снижения цен?
— Большой проблемой на местах для СПК стало проведение закупок в 2020 году через портал государственных закупок. С 1 января 2022 года СПК перейдут на прямые договора от сельхозпроизводителей. В данном вопросе однозначно должны быть прямые договора с производителями в виде форвардных контрактов. Здесь необходимо искать оптимальную цену, которая устроит заказчика и производителя в осенний период.
Государство ежегодно выделяет субсидии сельхозпроизводителям. Но спросить или связать производство с субсидированием никак не получается. Особенно актуально это стало при повышении цен, у населения возникли вопросы – кого субсидируем и зачем? Новшество ждет сельхозпроизводителей через введение встречных обязательств для получателей субсидий. А это значит, необходимо разработать критерии для оценки эффективности использования субсидий. Насколько эффективно это будет – неизвестно, но сельхоз производители снова в ожидании новых правил и критериев по субсидированию, что однозначно снизит их активность. Как это будет способствовать повышению доступности к субсидиям, ведь более 70% продукции производится мелкими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами. Оценкой будут заниматься государственные служащие или коллегиально, что может привести к бюрократии или коррупционным рискам.
Для решения проблемы обеспечения продовольствием столице утвердили Дорожную карту по формированию продовольственного пояса города Астаны на четыре года, с 2017 по 2021 годы. С основной проблемой реализации стал доступ поставщиков на рынок столицы, коммунальных рынков, складов хранения и посредники. Ранее, в 2008 году МСХ РК совместно с акиматами города Алматы, Алматинской области при участии «КазАгро» должны были за счет заключенного меморандума обеспечить города на постоянной основе сельскохозяйственной продукцией на круглогодичной основе и по доступным ценам. Еще одна уже ставшая традиционной идея проведения сезонных региональных сельскохозяйственных ярмарок, не масштабируется без привлечения административного ресурса.
Выделение больших финансовых средств на решение проблем это стандартная процедура в Казахстане, а эффективность ее повышается за счет увеличения сроков достижения целей под любыми предлогами. Самое главное, чтобы ОРЦ не стали заложниками данного принципа.
Мария Галушко
Social Media