Последнее десятилетие ознаменовалось растущей конкуренцией стран Центральной Азии за привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Пять бывших советских республик региона – Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан – проводят различные реформы и политики, стремясь заручиться поддержкой зарубежного капитала. Совокупный приток ПИИ в регион колебался под влиянием глобальных факторов (цен на сырьё, пандемии, геополитики) и национальных условий.

Ниже представлена динамика ежегодного притока ПИИ по странам ЦА за 2014–2023 годы:

Год Казахстан Узбекистан Кыргызстан Таджикистан Туркменистан
2014 $7.3 млрд$ $0.8 млрд$ $0.3 млрд$ $0.3 млрд$ $3.8 млрд$
2015 $6.6 млрд$ $1.0 млрд$ $1.1 млрд$ $0.45 млрд$ $3.0 млрд$
2016 $17.2 млрд$ $1.7 млрд$ $0.6 млрд$ $0.24 млрд$ $2.2 млрд$
2017 $4.8 млрд$ $1.8 млрд$ $-0.1 млрд$ $0.19 млрд$ $2.1 млрд$
2018 $0.35 млрд$ $0.62 млрд$ $0.14 млрд$ $0.22 млрд$ $1.6 млрд$
2019 $3.7 млрд$ $2.3 млрд$ $0.40 млрд$ $0.21 млрд$ $1.85 млрд$
2020 $7.2 млрд$ $1.73 млрд$ $-0.40 млрд$ $0.11 млрд$ $1.44 млрд$
2021 $4.6 млрд$ $2.28 млрд$ $0.23 млрд$ $0.08 млрд$ $1.29 млрд$
2022 $5.1 млрд$ $2.65 млрд$ $-0.51 млрд$ $0.17 млрд$ $0.94 млрд$
2023 $5.3 млрд$ $2.14 млрд$ $0.49 млрд$ $0.14 млрд$ $1.38 млрд$

Источник: Всемирный банк, национальные статистические службы Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана [1]

Наибольший объём иностранных инвестиций в абсолютном выражении традиционно привлекает Казахстан, тогда как более мелкие экономики Кыргызстана и Таджикистана получают на порядок меньше капитала ежегодно.

Основные инвесторы: откуда приходит капитал?

График ниже наглядно иллюстрирует динамику притока ПИИ по странам региона. Видно, что показатели Казахстана существенно превышают остальных, хотя и отличаются высокой волатильностью – например, в 2016 году наблюдался скачок за счёт реализации крупных нефтегазовых проектов (приток свыше $17 млрд), после чего в 2018 году фиксировался резкий провал​. Узбекистан со второй половины 2010-х демонстрирует уверенный рост ПИИ, особенно после либерализации экономики в 2017 году. В то же время, приток инвестиций в Кыргызстан и Таджикистан остаётся скромным и нестабильным (с отдельными годами оттока капитала), а Туркменистан показывает тенденцию снижения притока ПИИ с пика в середине 2010-х.

Читать также ...
Образовательное неравенство в Центральной Азии: как измерять и почему это важно?

Рис 1. Приток ПИИ по странам Центральной Азии, 2014-2023 гг.

Ekonomist

Источник: график основан на данных, предоставленных Всемирным банком и национальными статистическими службами соответствующих стран.

Общая картина за десятилетие свидетельствует о лидерстве Казахстана: за 2014–2023 годы республика привлекла свыше $60 млрд ПИИ (по платежному балансу).

  • В 2022 году, по данным правительства, валовой приток ПИИ в Казахстан достиг $28 млрд, рекордного значения за последние 10 лет​. Для сравнения, Узбекистан суммарно получил около $15–16 млрд за тот же период, Туркменистан – порядка $15 млрд, тогда как Кыргызстан и Таджикистан – считанные миллиарды каждый.
  • Тем не менее, темпы роста ПИИ в Узбекистане были наиболее высокими в регионе после запуска реформ 2017 года – приток вырос с ~$0.8 млрд в 2014 до $2.7 млрд в 2022 (увеличение более чем в 3 раза)​.

В результате Узбекистан вышел на второе место по привлечению капитала, потеснив традиционно более богатый ресурсами Туркменистан. Для малых экономик – Кыргызстана и Таджикистана – картина менее благоприятна:

  • Кыргызская Республика в 2015 году привлекла более $1 млрд (на фоне разовых сделок в золотодобыче), однако после 2017 г. инвестклимат ухудшился: в 2021–2022 гг. фиксировался чистый отток капитала из страны (например, в 2022 г. – минус $509 млн, во многом из-за национализации крупнейшей золотодобывающей компании)​ [11].
  • Таджикистан с 2015 г. напротив пережил спад притока ПИИ – с $450 млн в 2015 г. до менее $100 млн в 2021 г. с небольшим восстановлением до ~$170 млн в 2022-м. [12].
Читать также ...
Специальные экономические зоны: двигатель сотрудничества Центральной Азии и Китая

Таким образом, разрыв между лидерами и аутсайдерами увеличился: доля Казахстана и Узбекистана в совокупных ПИИ, поступающих в Центральную Азию, теперь превышает 90%.

По оценке ЮНКТАД, в 2022 году на Казахстан пришлось ~$6.1 млрд притока, а на Узбекистан $3 млрд, что вместе составляет ~95% инвестиций в регионе​. [2]

Основные инвесторы: откуда приходит капитал

Источники прямых инвестиций в Центральной Азии весьма показательны. География доноров капитала отражает как богатство природными ресурсами отдельных стран, так и их внешнеполитические ориентиры. В целом, за последнее десятилетие в регион инвестировали как традиционные партнёры (Европейский союз, Россия), так и новые игроки – прежде всего Китай, а также Турция и страны Ближнего Востока [2][3][4].

  • Казахстан традиционно привлекает инвестиции из ЕС, США, Китая и России. В 2022 году крупнейшими инвесторами стали Нидерланды ($8.3 млрд), США ($5.1 млрд) и Швейцария ($2.8 млрд) [3].
  • Узбекистан после 2017 года активно получает ПИИ из Китая (до 65% от общего объема), Южной Кореи, России и Турции [4].
  • Кыргызстан и Таджикистан в значительной степени зависят от инвестиций Китая и России [5][6].
  • Туркменистан привлекает капитал почти исключительно из Китая, а также из Малайзии, Турции и ОАЭ [7].

Отраслевое распределение инвестиций

Иностранный капитал в Центральной Азии в основном направляется в сырьевые отрасли – нефтегазовую промышленность и добычу полезных ископаемых.

  • В Казахстане в 2022 году около 43% ПИИ пришлись на добывающий сектор, 20% – на обрабатывающую промышленность, 18% – на торговлю [3].
  • Узбекистан получает инвестиции преимущественно в энергетический сектор, металлургию и химию [4].
  • В Кыргызстане и Таджикистане основным направлением остаётся горнодобыча [5][6].
  • В Туркменистане иностранные инвестиции почти полностью сосредоточены в газовой отрасли [7].
Читать также ...
Сдерживание цен на социально значимые товары – насколько эффективны государственные меры?

Институциональные и политические факторы

Приток ПИИ зависит не только от природных ресурсов, но и от инвестиционного климата.

  • Казахстан остаётся лидером благодаря предсказуемой политике, правовой базе и работе институтов, таких как МФЦА [3].
  • Узбекистан совершил резкий разворот от изоляционизма к реформиму после смены власти в 2016 году. За последние годы существенно улучшил свои позиции после реформ, начатых в 2017 году [4].
  • Кыргызстан и Таджикистан сталкиваются с обратной проблемой – политическая нестабильность и институциональная слабость отпугивают многих инвесторов, несмотря на либеральные законы. [5][6].
  • Туркменистан – особый случай, где политико-институциональные факторы практически блокируют ПИИ вне государственного контроля. Туркменское руководство придерживается модели самодостаточности: национальная валюта неконвертируема, доступ иностранных компаний в большинство секторов запрещён или строго лимитирован. Формально закон об иностранных инвестициях в Туркменистане есть, но на практике отсутствует прозрачность и гарантия репатриации прибыли [7].

Таким образом, институциональная привлекательность центральноазиатских стран для инвесторов существенно разнится. Казахстан и Узбекистан смогли создать относительно благоприятные условия (по меркам развивающихся рынков) – это подтверждается ростом ПИИ в эти страны. Кыргызстан и Таджикистан, несмотря на декларации открытости, страдают от внутренней нестабильности и слабых институтов, что нивелирует их конкурентные преимущества (низкие издержки, доступ на рынки ЕАЭС и т.д.). Туркменистан же сознательно ограничивает допуск капитала, сохраняя стабильность за счёт упущенных возможностей инвестиций.

Читать также ...
Медленно, но больно: снижение темпов роста в 2020-2022 совпадает с фискальной консолидацией

Отдельно стоит отметить геополитический фактор: санкционное противостояние России и Запада косвенно повышает интерес инвесторов к Центральной Азии как к обходному маршруту и новой производственной площадке. После 2022 года наблюдается рост регистраций новых компаний с иностранным участием в Казахстане и Узбекистане – часть международного бизнеса перемещается из России, избегая санкций. Это может позитивно сказаться на долгосрочном притоке ПИИ, если страны сумеют институционально закрепить статус безопасной гавани для капитала.

Кто выигрывает борьбу за капитал?

Выигрывает борьбу за капитал тот, кто предлагает инвестору сочетание богатых возможностей и минимальных рисков. В Центральной Азии таким сочетанием лучше всех располагает Казахстан – благодаря ресурсам и относительно развитым институтам – что подтверждается его притяжением львиной доли иностранных инвестиций. Узбекистан быстро догоняет, делая ставку на реформы и человеческий капитал. Возможно, в перспективе именно конкуренция между Астаной и Ташкентом станет локомотивом улучшения инвестклимата во всём регионе. Остальным же странам ЦА, чтобы не остаться на обочине, придётся либо присоединиться к этим усилиям по созданию комфортной среды для глобального бизнеса, либо продолжать полагаться на узкий круг партнеров.

В конечном счёте, объём и качество ПИИ – это индикатор доверия мирового сообщества. Центральная Азия в целом обладает значительным потенциалом для иностранных инвесторов – и та страна, которая сумеет лучше реализовать этот потенциал посредством грамотной политики, и станет главным выигравшим в долгосрочной борьбе за капитал.

Читать также ...
Новые займы госфондов: Байтерек, Баспана и акиматы

Источники:

[1] World Bank. (2024). Net inflows of foreign direct investment. https://data.worldbank.org

[2] UNCTAD. (2024). World Investment Report. https://unctad.org

[3] Министерство иностранных дел РК, Комитет по инвестициям. https://invest.gov.kz

[4] Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан. https://www.mift.uz

[5] Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. https://stat.kg

[6] Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. https://stat.tj

[7] Государственный комитет по статистике Туркменистана. https://stat.gov.tm

[8] IMF Country Reports and FDI statistics. https://www.imf.org

[9] ADB Central Asia Regional Economic Outlook. https://www.adb.org

[10] Astana Times, Foreign Direct Investment Inflow in Kazakhstan Hits Record High in 2022, https://astanatimes.com

[11] Macrotrends.net, Kyrgyz Republic Foreign Direct Investment 1993-2025, https://www.macrotrends.net/

[12] Macrotrends.net, Tajikistan Republic Foreign Direct Investment 1992-2025, https://www.macrotrends.net/