Центральная Азия традиционно считалась преимущественно сельским регионом, но за последние десятилетия ее города значительно выросли. В период 2014–2024 годов урбанизация (доля городского населения) медленно, но неуклонно повышалась во всех пяти странах региона – Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане. Темпы и масштабы этого процесса весьма неоднородны.

Рост городского населения Центральной Азии обусловлен комплексом факторов – экономических, демографических и инфраструктурных. Государства региона запустили ряд программ и проектов для развития своих городов, направленных на модернизацию инфраструктуры и стимулирование экономической активности. Урбанизация несет значительные возможности для экономического роста и повышения качества жизни, однако ставит перед обществом сложные вопросы: кто выигрывает от роста городов, всем ли группам населения он приносит выгоду, и каковы социальные и экологические издержки этого процесса?

Темпы роста городского населения

Хотя Центральная Азия урбанизируется медленнее, чем многие другие регионы, за 2014–2024 годы доля городского населения здесь немного повысилась повсеместно. По данным ООН и Всемирного банка, в 2014 году уровень урбанизации составлял около 57% в Казахстане, 49% в Узбекистане, 34% в Кыргызстане, 26% в Таджикистане и 49% в Туркменистане. К 2023 году эти показатели выросли до 58,2% в Казахстане [1], 50,5% в Узбекистане [5], 37,8% в Кыргызстане [3], 28,2% в Таджикистане [2] и 54% в Туркменистане [6]. Наиболее быстрыми темпами урбанизировался Таджикистан (по 2,7% прироста в год за 2020–2025 гг. по оценке ООН [7]), тогда как в Казахстане урбанизация шла медленно (1,2% в год [1]) ввиду и без того высокой базы.

Иными словами, за десятилетие прирост доли городского населения в ЦА не превысил 2–5 процентных пунктов в разных странах

Рис 1. Доля городского населения в странах ЦА (2014,2024).

Читать также ...
Урбанизация в Казахстане: неожиданная смена приоритетов

Источник: Cia.gov, World Urbanization Prospects.

Абсолютное число горожан увеличилось ощутимее благодаря общему росту населения. Так:

  • население столицы Казахстана – Астаны (в 2019–2022 гг. носила название Нур-Султан) – превысило 1,3 млн человек, тогда как десять лет назад было около 0,85 млн.
  • крупнейший город региона, Ташкент, за то же время вырос с ~2,3 до ~3 миллионов жителей.
  • в Кыргызстане столица Бишкек перешагнула отметку в 1 млн жителей.
  • даже в наиболее сельском Таджикистане столица Душанбе приблизилась к миллиону жителей, хотя в 2014 году ее население оценивалось примерно в 800 тыс.

Совокупно по пяти странам численность городского населения увеличилась примерно с 23 млн до 30 млн человек (при общем населении региона около 79 млн​). Это означает, что города Центральной Азии продолжают расти и концентрировать всё большую долю людей, капитала и экономической активности. Однако темпы и характер этого роста во многом определяются особыми национальными условиями и политикой каждой страны.

Драйверы урбанизации: экономика, миграция, инфраструктура

Основные движущие силы урбанизации в Центральной Азии можно разделить на несколько групп: экономические факторы, миграция населения и инфраструктурное развитие. Все они взаимосвязаны и в совокупности определяют, с какой скоростью и куда перемещается население.

Экономические факторы. Города предоставляют более широкие возможности для заработка и бизнеса, поэтому экономический рост традиционно сопровождается притоком людей в городские центры​. В 2014–2024 гг. экономика стран Центральной Азии в целом росла, хотя и неравномерно. Например, номинальный ВВП на душу населения в Казахстане (наиболее богатой стране региона) вырос с ~$12,8 тыс. до ~$14,6 тыс. на человека, а в Узбекистане – примерно с $2,6 тыс. до $3,3 тыс. (рис. 2).

Читать также ...
Приверженность крупнейших компаний Казахстана принципам устойчивого развития

Рис 2. Сравнение ВВП на душу населения (PPP) в странах ЦА в 2014 и 2024 гг.

Ekonomist Источник: расчеты по данным МВФ и Всемирного банка

Миграция и демография. Одним из ключевых драйверов урбанизации является внутренняя миграция – переселение людей из сельской местности в города в поисках работы и лучших условий жизни. Во всех странах региона сельские жители стекаются в столицы и крупные города.

  • Бишкек и Ош в Кыргызстане привлекают молодежь из горных областей;
  • в Таджикистане многие жители сельских районов переезжают в Душанбе или Худжанд.
  • в Казахстане значительный приток наблюдается в два главных города – Алма-Ату и столицу Астану (Нур-Султан): перенос столицы в Астану в 1997 г. и последующее ее активное строительство стали сильным магнитом для мигрантов – население города утроилось за 20 лет согласно данным Всемирного банка.
  • в Узбекистане после либерализации 2017 г. упростилась регистрация по месту жительства, что облегчило переезд в Ташкент и другие города. Помимо внутренней миграции, косвенную роль играет внешняя трудовая миграция: многие сельские жители Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана сначала уезжают на заработки за границу (Россия, Казахстан), но часть из них, возвратившись с накоплениями, предпочитает осесть уже в отечественных городах, а не возвращаться в кишлак.

Избыточная молодежь устремляется в города. Например, почти половина населения Таджикистана моложе 25 лет, и значительная часть этих молодых людей переезжает в города в поисках образования и работы

Читать также ...
Всемирный банк: рост ВВП Кыргызстана третий год подряд выше 8%

Инфраструктура и государственная политика. Существенным фактором, влияющим на урбанизацию, являются инвестиции в инфраструктуру и целенаправленная городская политика. Власти центральноазиатских стран в последние годы инициировали масштабные программы развития инфраструктуры, часто с прицелом на улучшение городского пространства и межгородских связей.

Социальные последствия и проблемы

Быстрый рост городов в Центральной Азии усиливает социальное неравенство. Мигранты из сёл часто оказываются в неформальных районах с ограниченным доступом к инфраструктуре. В Бишкеке и Душанбе многие живут в стихийных новостройках без водопровода и транспорта [8].Города создают рабочие места, но значительная часть занятости — неформальная. Безработица среди молодёжи и приезжих сохраняется, особенно в Узбекистане и Казахстане. Государственные программы стимулируют предпринимательство, но рабочих мест всё ещё недостаточно.

Также наблюдается дефицит жилья и перегрузка социальной инфраструктуры. Школы, больницы и детсады не справляются с ростом населения. Культурные различия между горожанами и сельскими мигрантами также порой вызывают социальное напряжение.

Таким образом, урбанизация без достаточного планирования порождает городскую бедность и неформальные поселения. Эта проблема особенно актуальна для Кыргызстана и Таджикистана, где возможности местных бюджетов ограничены. Кроме того, сохраняется разрыв в доступе к услугам между городским и сельским населением. Хотя номинально жители деревень не платят за аренду и сами выращивают продукты, они зачастую отрезаны от качественной медицины и образования.

В результате урбанизация может усиливать территориальное неравенство: лучшие больницы и университеты сосредоточены в столицах (Алматы, Астана, Ташкент, Бишкек, Душанбе), куда вынуждены приезжать сельчане, у кого есть ресурсы.

Тем, у кого ресурсов нет, грозит остаться на обочине прогресса.

Экологические вызовы урбанизации

Урбанизация увеличивает экологическую нагрузку.

  • Алматы и Бишкек регулярно сталкиваются с сильным загрязнением воздуха зимой из-за угольного отопления и автомобильных выбросов [9]. В большинстве городов отсутствуют эффективные системы переработки отходов.
  • Водоснабжение — ещё один вызов: в Ташкенте и Душанбе высокие потери воды, а сети нуждаются в модернизации. Быстрое расширение городов создаёт конкуренцию за ресурсы между населением и промышленностью [10].
Читать также ...
Туристический бум в Центральной Азии - итоги рекордного 2024 года

Угроза изменения климата усиливает риски для инфраструктуры. Сейсмоопасность региона и слабое качество строительства увеличивают уязвимость городов к землетрясениям и экстремальной погоде. Необходимы меры по адаптации городов к новым климатическим условиям.

Выводы

Урбанизация в Центральной Азии ускоряется и всё сильнее влияет на экономику и общество. Города становятся центрами роста, инвестиций и занятости, способствуя модернизации стран. Власти получают новые инструменты развития, бизнес — доступ к рынкам и кадрам, а сотни тысяч граждан — шанс на лучшую жизнь.

Однако выгоды урбанизации распределяются неравномерно. В то время как элиты и крупные компании извлекают основную прибыль, многие мигранты сталкиваются с трудностями интеграции, низкими доходами и перегруженной инфраструктурой. Это требует политики, направленной на сокращение неравенства, развитие доступного жилья и услуг, особенно в быстрорастущих столицах и новостройках.

Экологические и инфраструктурные вызовы становятся всё острее: загрязнение воздуха, износ сетей, нехватка воды. Без инвестиций в устойчивый транспорт, энергоэффективность и водоснабжение рост городов может обернуться кризисом. В долгосрочной перспективе урбанизация в регионе продолжится. ООН прогнозирует, что к 2050 году более половины населения Таджикистана и Кыргызстана будут жить в городах. Чтобы этот процесс стал источником устойчивого развития, странам необходимо развивать не только столицы, но и средние города, создавать рабочие места, укреплять местное самоуправление и учитывать климатические риски.

Грамотное управление урбанизацией способно превратить города Центральной Азии в точки устойчивого роста — как для экономики, так и для общества.

Читать также ...
ESG и КазМунайГаз: почему нефтяной нацкомпании важно оценивать ESG-риск?

Источники

  1. CIA World Factbook – Kazakhstan: Urban population 58.2% (2023)
  2. CIA World Factbook – Tajikistan: Urban population 28.2% (2023)
  3. CIA World Factbook – Kyrgyzstan: Urban population 37.8% (2023)
  4. UN DESA – World Urbanization Prospects: The 2018 Revision
  5. CIA World Factbook – Uzbekistan: Urban population 50.5% (2023)
  6. CIA World Factbook – Turkmenistan: Urban population 54% (2023)
  7. UN DESA – Urbanization estimates 2020–2025 (Central Asia)
  8. World Bank – Kyrgyz Republic: Urban Expansion and Informal Settlements in Bishkek and Osh
  9.  World Bank – Air Quality and Health Impacts in Central Asia
  10.  Asian Development Bank – Dushanbe Water Supply and Sanitation Project (2018)
    11. UN DESA – World Urbanization Prospects: The 2018 Revision – Projections to 2050 for Central Asia
    12. Government of Kazakhstan – Nurly Zhol State Infrastructure Development Program
    13. ADB – Urban Infrastructure Investments and Green Cities Initiative in Central Asia