Негативное влияние коронакризиса (а точнее, жестких карантинных мер) на экономику Казахстана ближе ко II полугодию 2020 года начало ощущаться не только в таких секторах экономики, как торговля и транспорт, но и в промышленности, на которую приходится до 27,5% ВВП и 11,7% занятости (2019). К июлю темпы роста в промышленности РК замедлились до 1,3%, а в августе-сентябре индустрия должна уйти в минус. 

По действующему (апрельскому) прогнозу Министерства национальной экономики РК, в этом году промышленное производство в стране должно сократиться на 2,9%. Последний раз казахстанская промышленность уходила в зону отрицательных значений в 2016 году. 

Меры стимулирования, которые активно использует правительство, помогут смягчить падение. Но на выходе из кризиса в стране может вырасти количество “зомби”-компаний.  

 

Нефть подвела

12 марта этого года Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку нового коронавируса (SARS-CoV-2) пандемией. Казахстанские власти отреагировали на это введением режима чрезвычайного положения с 16 марта сроком на месяц. Режим ЧП предполагал резкое ограничение мобильности (перевозок людей и грузов, в некоторых случаях запрещалось даже покидать место жительства), ограничение работы торговых предприятий, и полное закрытие кинотеатров, театров, спортсооружений, парикмахерских, салонов красоты и парикмахерских, а также ремонтных мастерских и общепита. 

Почти все сектора, на которые распространялись ограничения, по итогам апреля показали двузначный спад. После снятия первого локдауна 11 мая, эти отрасли стали оживать, но в июле-августе в ответ на рост распространения вируса и высокую загрузку системы здравоохранения, власти вновь прибегли к локдауну. По состоянию на конец августа 2020 года Казахстан прожил в условиях ограничений в общей сложности 16 недель, что составляет 31% календарного года. 

Первую половину года экономика завершила с результатом -1,8%. За январь-июль торговля упала на 11,9%, транспортный сектор – на 15,6%. По-прежнему наблюдается рост в связи (8,7%), строительстве (6,3%) и сельском хозяйстве (2,5%). 

Для промпроизводства, где с начала года увеличивались темпы роста, первый локдаун стал серьезным препятствием. 

В апреле в основных секторах промышленности началось замедление, которое продолжается до сих пор. 

В апреле 2020 года, несмотря на рост в годовом выражении, к предыдущему месяцу объемы производства упали на 5,2%. Годовые темпы роста начали замедляться с мая: сначала с 5,9 до 4,8%, затем до 3,1% в июне и 1,3% в июле. 

Индустрию тянет на дно горнодобывающий сектор, где непростая ситуация в нефтянке. По итогам января-июля добыча сырой нефти сократилась на 1,4%. И это только начало “ралли вниз”: общее сокращение добычи нефти в 2020 году планируется на уровне 5%.  

Обрабатывающая промышленность, несмотря на кризис, продолжает расти. Наиболее благоприятная ситуация в таком традиционном экспортном секторе, как металлургия (цветмет растет на 3,9%, пока чермет сокращается на 2,0%), и секторах, ориентированных на внутренний спрос: пищевая промышленность (+4,1%), химпром (+3,6%), фармацевтика (+23,2%), автопром (+45,1%). В этих отраслях рост стал результатом государственного стимулирования. 

Энергетический сектор (электро-, тепло- и газоснабжение) за первые семь месяцев года подрос на 2,9% за счет увеличения распределения газа – дали эффект крупные газотранспортные проекты последних лет. Производство электроэнергии увеличилось на 1,4%. 

Сектор водоснабжения и канализации показывает снижение выпуска на 1,6%.  

 

Читать также ...
КТЖ получил 300 млрд тенге из ЕНПФ и Нацфонда; БРК занял под 0.15%

Не теряя уверенность

Состояние промышленных предприятий и их ожидания относительно будущего хорошо отражают две метрики: индекс деловой активности (ИДА) и динамика инвестиций в основной капитал. 

ИДА показывает настроения менеджеров компаний, их ощущение цикла деловой активности. Промышленные компании, попавшие в периметр опроса Нацбанка РК, с начала года транслировали пессимизм: с февраля их ИДА находился ниже отметки 50%. При этом их показатель был и остается выше среднего по трем исследуемым отраслям (промышленность, строительство, сервисный сектор). По итогам июля ИДА в промышленности – 48,0%, тогда как в строительстве 44,5%, услугах – 43,1%. 

Динамика инвестиций в основной капитал отражает, насколько расширению производства благоприятствуют обстановка и финансовое состояние компаний и активность их кредиторов. В целом по промышленности ситуация негативная – инвестиции сократились на 13,2%. Причина – снижение капвложений в горнодобывающем секторе (-17,2%), где падают объемы в нефтянке вследствие остановки строительных работ на проекте ПБР/ПУУД на Тенгизе (в «Тенгизшевройле заявляют, что основные работы по проекту продолжаются) из-за вспышки коронавируса; кроме того, на фоне падения цен на нефть были сокращены капвложения на некоторых зрелых проектах. 

Инвестиции в обрабатывающую промышленность растут на 10,5% благодаря новым металлургическим проектам (+39,4%), а также взрывному росту капвложений в производство электрооборудования (в 2 раза) и автопром (в 3,6 раз). Оба сектора активно поддерживаются государством через механизмы налогового стимулирования, льготные кредиты и предэкспортное финансирование. 

В разрезе размерности бизнеса инвестиции в основной капитал крупных компаний сократились на 16,1%, средних – на 6,6%, тогда как в малых выросли на 11,9%.  

Разнонаправленная динамика отраслей отражает разницу в подходах правительства относительно мер поддержки. 

Большая часть антикризисного пакета правительства и Нацбанка ориентирована на малый и средний бизнес. Крупным компаниям, которые составляют основу казахстанской индустрии, пока универсальных инструментов поддержки не предложили, хотя они получили ощутимый удар по выручке и балансу от карантинных ограничений, разрыва международных цепочек поставок и нестабильности на мировых рынках.  

 

Читать также ...
Это не каннибализация: почему “Баспана” и ЖССБ – не конкуренты

“Не переподдержать”

Как именно поддерживают промышленность в период кризиса? В первую очередь это субсидирование ставок по кредитам на привлечение оборотных средств и на инвестпроекты по госпрограммам. 

Наиболее активно сейчас правительство продвигает т.н. механизм льготного кредитования отечественных предприятий в тенге, который также называют программой “Экономика простых вещей”. Правительство сообщает, что на 1 августа 2020 года по “Экономике простых вещей” одобрен 2 201 проект на сумму 504,2 млрд тенге, субсидированы 1 628 проектов на сумму 292,5 млрд тенге. Деньги по программе преимущественно получают предприятия в Алматы и Нур-Султане. 

В структуре поддержанных по программе проектов львиная доля приходится на пищевую промышленность и АПК, получают субсидированные кредиты и инвесторы в такие объекты «экономики простых вещей», как оптово-распределительные центры, гостиницы, детсады и санатории.

Еще один механизм поддержки отечественных производителей – госзакупки и закупки квазигоссектора. За первые семь месяцев этого года общий объем госзакупок составил 4,9 млрд тенге, причем 42% досталось казахстанским производителям, участникам “экономики простых вещей”. 

Правительство не останавливается в своем стремлении поддержать бизнес: на проработке находится вопрос вопрос “смягчения регуляторных требований банков второго уровня по залоговому обеспечению”, а также “усиления взаимодействия с субъектами бизнеса по вопросам кредитования”. Квазигоссектор (в первую очередь, ФНБ “Самрук-Казына”) должен помочь казахстанскому бизнесу через механизм офтейк-контрактов. 

Все это вполне адекватные меры, если учесть, в какой ситуации находится последние несколько месяцев экономика и каков уровень неопределенности (в октябре-декабре ожидается вторая волна заболеваемости COVID-19, и правительство может вновь ввести локдаун). Однако все кризисы когда-нибудь заканчиваются, и на выходе и этого казахстанская экономика может столкнуться с тем, что большая часть местных компаний реального сектора из-за гиперподдержки со стороны правительства превратятся в “зомби” и без подпитки в виде дешевых кредитов существовать уже не смогут. 

Вместо очищающего эффекта, который обычно проявляется в кризисные периоды (слабые компании уходят с рынка), Казахстан может ждать пандемия операционной неэффективности бизнеса. 

Избежать этого можно, если правительство и Нацбанк будут более внимательно наблюдать за положением дел в отраслях и у отдельных компаний, своевременно снимая механизмы поддержки и повышая уровень конкуренции на отраслевых рынках.