Новости KASE за 9-13 сентября 2019 года 

Уважаемые читатели, в рамках нашей рубрики «10 коров Казахстана» мы делаем обзор новостей Казахстанской фондовой биржи (KASE), в которых упоминаются использование государственных средств.

***

Рейтинг государства

S&P Global Ratings 6 сентября 2019 года подтвердило свои долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги в иностранной и национальной валюте для Казахстана на уровне ‘BBB-/A-3’. Прогноз – стабильный. Также агентство подтвердило рейтинг для Казахстана по национальной шкале на уровне ‘kzAAA’. Оценка трансфертного и конвертационного риска для Казахстана остается прежней – ‘BBB’.

Fitch Ratings — другое мировое рейтинговое агентство – также подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Республики Казахстан в иностранной валюте на уровне «BBB» со «Стабильным» прогнозом.

Выводы

Подтверждение рейтингов свидетельствует, что внешние наблюдатели считают рейтинг Казахстана инвестиционным, однако экономику страны оценивают, как все еще в находящуюся в одном шаге от сложностей. Инвестиционный уровень рейтинга, это когда в ценные бумаги эмитента еще можно вкладываться без значительных рисков. Согласно квалификации управляющих компаний, “BBB-“ является самым низким уровнем инвестиционного рейтинга, ниже которого рейтинг становится неинвестиционным и страхование рисков вложений в такие ценные бумаги становится дорогим.

***

Республиканский бюджет

МЕУКАМ-84 выпуска 15 (KZKD00000766)

Министерство финансов HR 9 сентября разместило на KASE новый выпуск государственных долгосрочных казначейских обязательство (облигаций). На казахском языке название облигаций звучит как «Мемлекеттiк ұзақ мерзiмдi қазынашылық мiндеттеме» – отсюда аббревиатура МЕУКАМ.

Характеристики выпуска:

  • объем – 5,8 млрд тенге. 
  • купон – 9,7% 
  • срок до погашения – 1,8 года 

Данный выпуск выкупили следующие инвесторы: 

  • 47,9% – банки второго уровня (БВУ)
  • 48,0% – другие институциональные инвесторы
  • 4,0% – прочие юридические лица.

Согласно данным Центрального депозитария ценных бумаг, 91,7% по объему привлечения было выкуплено институциональными инвесторами, 8,3% – прочими юридическими лицами.

МЕOКАМ-60 выпуска 51 (KZK200000638)

Читать также ...
Закон роста рыночной информации

Кроме того, 11 сентября Минфин разместило еще один выпуск по среднесрочным облигациям. «Мемлекеттiк орта мерзiмдi қазынашылық мiндеттеме» – МЕОКАМ – это среднесрочные казначейские обязательства.

Характеристики выпуска:

  • объем – 5,1 млрд тенге
  • купон – 9,49% 
  • срок до погашения – 2,8 года.

Данный выпуск выкупили следующие инвесторы: 

  • 35,8% — банки второго уровня 
  • 35,7% — другие институциональные инвесторы
  • 28,5% — прочие юридические лица.

Согласно данным Центрального депозитария ценных бумаг, 20,5% объема привлечения было выкуплено БВУ, 79,5 % – прочими юридическими лицами.

В данном случае, Министерство финансов привлекает средства у крупных инвесторов, в краткосрочном горизонте – это банки и другие управляющие активами, в среднесрочном – банки и крупные игроки вроде ЕНПФ, а долгосрочные – обычно ЕНПФ и другие госструктуры. Вырученные средства Минфин направляет в республиканский бюджет.

***

Самрук-Казына

Қазақстан темір жолы (КТЖ)

12 сентября нацкомпания заняла деньги на KASE через размещение своих облигаций.

Характеристики выпуска:

  • объем – 40 млрд тенге. 
  • купон – 11,5% 
  • срок – 15 лет

Данный выпуск выкупили следующие инвесторы: 

  • 95,9% – другие институциональные инвесторы
  • 3,8% – брокерско-дилерские организации
  • 0,4% – прочие юридические лица.

Выводы

Несмотря на сложности в работе национального перевозчика, показатели работы организации улучшились в первое I полугодие 2019 года. В I полугодие 2019 года, КТЖ сократила краткосрочные обязательства (менее 1 года), более чем на 150 млрд тенге, с 472 млрд тенге до 317,2 млрд тенге, нарастив долгосрочные (более 1 года).

Тем не менее, компания все еще убыточная – 2,9 млрд тенге чистого операционного убытка, против 5,3 млрд убытков в I полугодие 2018 года.

Исходя из предоставленных отчетов, видно, что в КТЖ пришла группа финансистов, которые пересчитывают предыдущие и нынешние данные. С приходом новой команды управленцев, компания начала закрывать ряд неприбыльных проектов. Тем не менее, сложности остались.

Из стратегических вопросов – КТЖ с парком в несколько десятков тысяч вагонов, стоит в тупике по ремонту колесных пар. Мощностей в республике не хватает на обслуживание всего парка. По некоторым данным, несмотря на запуск предприятия по выпуску колесных пар на севере Казахстана, большинство вагонов ремонтируются за пределами республики.

Ранее КТЖ заключала контракты по аренде вагонов, несмотря на то, что компания могла себе позволить их купить. Вероятнее всего, новая управленческая команда сейчас занята перестройкой не только финансовой отчетности, но и договорной базы с подрядчиками и поставщиками.