Пандемия и вынужденный карантин повлекли за собой рост потребления информации, как посредством телевидения, так и через интернет. В Казахстане, как и во всем мире, число пользователей телевидения сокращается, тогда как доля интернет-пользователей растет. Тем не менее, граждане пока больше доверяют информации, получаемой посредством традиционных медиа (газеты, радио, телевидение).

Влияние пандемии: рост пользователей социальных медиа

В 2020 году из-за пандемии казахстанцы стали больше смотреть телевидение, это касалось не только населения старших возрастных групп, но и молодежи. Так, согласно данным TNS, наибольший прирост замечен в категориях 18-24 лет и 25-34 лет. Также наблюдалось и увеличение среднего времени просмотра ТВ (+25%). Больше всего в период карантина казахстанцы смотрели информационно-новостные (52%) и художественные (27%) программы.

За период пандемии и возросла численность пользователей  интернета в Казахстане. Так, в январе 2021 число пользователей интернета составило 15.47 миллионов человек, увеличившись на 5% (741 000 человек) с начала 2020 года. В начале 2021 года проникновение интернета составило уже 81,9%.

Таким образом в 2020 году вынужденная самоизоляция увеличила время провождение казахстанцев у экранов телевизоров, также выросло потребление интернет-ресурсов, что связано и с тем, что работа, учеба и общение перешли в режим онлайн.

В целом, по данным различных источников, телевидение пока опережает интернет, но уже незначительно. Так, за 6 лет доля ТВ сократилась на 20%, доля интернета выросла на 25%.

Читать также ...
Прибыль госкомпаний падает, ЕНПФ финансирует "7-20-25"

С 2020 года возросло и число пользователей социальных медиа. В январе 2021 года составив 12 миллионов человек, что на 26% больше (2,5 миллионов человек) с начала 2020 года.

В целом, в 2020-м году социальные сети прочно закрепились на позиции основного канала коммуникации с любой аудиторией – что связано, в первую очередь, с тем, что сайты практически перестали быть местом потребления информации: их заменили социальные сети и мессенджеры, где потребляется вся актуальная информация, и отдельные сервисы, где потребляется, например, развлекательный контент. В целом по Казахстану доля пользователей социальных медиа в 2021 году составляет 63,5%.

 

Рейтинг социальных сетей в Казахстане

По данным ресурса theopenasia.net в 2020 году самой популярной социальной сетью в Казахстане является vk.com, вместе с тем, подчеркивается, что данные могут и не соответствовать реальности, в связи с тем, что социальная сеть дает возможность одному пользователю открывать несколько профайлов. Далее следует Instagram (6,8 миллионов), затем идет Facebook (2,4 миллиона), Odnoklassniki.ru (2,4 миллиона), замыкает список – Telegram (около 2 миллионов пользователей), Snapchat (1,8 миллионов пользователей) и профессиональная сеть Linkedin (790 тысяч пользователей).

По данным Statcounter за 2020 год в Казахстане среди социальных медиа лидирует Pinterest (37,72%), Youtube (20,41%), Vkontakte (14,89%), Facebook (13,54%), Twitter (11,3%), Instagram (4,98%).

Таким образом, различные ресурсы предоставляют практически диаметрально разные данные о популярности тех или иных социальных сетей в стране. При этом, значение имеет то, что зачастую пользователи создают несколько аккаунтов, что затрудняет получение достоверных данных.

Читать также ...
Это не каннибализация: почему “Баспана” и ЖССБ – не конкуренты

Также, некоторые казахстанские исследователи высказывают точку зрения о том, что данные о популярности тех или иных социальных сетей в Казахстане явно завышены. В частности, речь идет о наиболее политизированной социальной сети Facebook, реальный уровень проникновения которой также может быть ниже, чем доля зарегистрированных в ней пользователей.

 

Уровень доверия социальным медиа

Казахстанцы очень избирательно относятся к информации,  размещенной в социальных сетях, форумах и блогах. Так, полностью доверяют 16,54 процента опрошенных граждан, вообще не доверяют 12,22. Тогда как большая часть — 65,28 процента доверяют иногда. Это же касается и сообщений, которые люди получают через знакомых по мобильным мессенджерам (Whatsapp, Telegram). Полностью доверяют 12,52 процента опрошенных граждан и 61,64 процента доверяют иногда, 19,51 процента вообще не доверяют.

Как отмечают эксперты, одним из последствий пандемии является рост информационной грамотности населения, умение «фильтровать», перепроверять полученную информацию.

Несмотря на быстрый рост, популярность и доступность интернета, традиционные СМИ все также остаются для казахстанцев более достоверными источником информации. В то же время, данная позиция скорее присуща гражданам старших возрастных групп.

Тогда как молодая аудитория, среди которой наблюдается наибольший охват интернетом, практически отошла от телевидения. Согласно данным НИЦ «Молодежь» за 2020 год, только 1,4% молодежи не пользуются интернетом. 67,6% проводят в интернете более 3 часов в день.

По данным этой же организации среди источников получения информации для молодежи на первом месте социальные сети, блоги (61.5%), далее следуют казахстанские республиканские каналы (39,1%), и казахстанские интернет сайты (33,3%).

Читать также ...
Семьи РК в 1999-2019: брачность снижается, разводимость растет

Понятно, что из всего обилия источников получения информации молодежь отдает предпочтение социальным сетям в силу нескольких причин, среди которых не последнее место занимают мобильность получения и распространения информации, а также уровень доверия.

В целом, социальные сети все больше актуализируют новый формат подачи материала – не только более мобильный, но и более объективный, где значение имеет и интонация, умение авторов сопереживать и занимать «позицию на равных».

Поэтому, одним из трендов, фиксируемых и несколько лет назад является рост социальных медиа, которые выступают в роли альтернативных СМИ, где граждане сами формируют контент.

В целом, 2020 год резко повысил значение и без того набирающих обороты социальных медиа. Вместе с тем, пандемия явилась и причиной  стремительного роста фейк-ньюс, что повлияло на то, что граждане стали учиться самостоятельно перепроверять информацию, подходить к ее отбору более тщательно. В этом ключе, несколько возрос уровень доверия к традиционным СМИ, которые не распространяли непроверенную информацию так легко, как это могли делать блогеры, инфлюенсеры в социальных сетях.

Что касается прогнозов, можно предположить, что социальные медиа и далее будут активно развиваться в Казахстане. Тем более, после пандемии и вынужденного карантина, социальные сети стали неотъемлемой частью жизни еще большего числа граждан страны. В свою очередь, рост количества пользователей повлечет за собой и рост качества контента от лидеров мнения, популярных блогеров.

Читать также ...
Малый ход: почему замедляется промышленность РК?