Мангистауская область оказалась на последнем месте в рейтинге по индексу неравенства доступа к качественному среднему образованию. Она, в частности, продемонстрировала одни из самых низких показателей в стране по критерию, оценивающему качество образовательных кадров. Самая благополучная ситуация с точки зрения доступа к качественному образованию сложилась в Павлодарской области.

 

Индекс неравенства доступа к качественному образованию (Index of Disparity in Access to Quality Secondary Education IDAQSE) специально для стран Центральной Азии разработан трансграничной командой исследователей под руководством ОФ «PaperLab». В его основе — ряд официально измеряемых показателей, на которые государства могут воздействовать напрямую. Показатели для Казахстана разделены на три группы: «условия обучения», «акторы образования», «доступность ИКТ». 

 

В критерий «условия обучения» включены три показателя: доля школ с трехсменным обучением; доля аварийных школ; доля школ с надворными туалетами. Самая плачевная ситуация с перечисленными показателями сложилась в Алматинской области. Павлодарская же область, наоборот, располагает наилучшими условиями для качественного обучения. 

 

Критерий «акторы образования» включает в себя четыре показателя: доля учителей с высшим образованием; количество учеников на одного учителя с высшим образованием; отношение средней зарплаты учителя к средней зарплате по региону; доля выпускников 11 классов, продолживших обучение. Главным аутсайдером по этой группе показателей стала столица, лидером — Туркестанская область.

 

Критерий «доступность ИКТ» состоит из четырех показателей: доля школ с доступом в интернет; количество учеников на один школьный компьютер; соотношение стоимости услуг интернета и средней зарплаты в регионе; соотношение стоимости самого дешевого ноутбука и средней зарплаты в регионе. Наибольшую доступность ИКТ продемонстрировала Атырауская область, наименьшую — Шымкент.

 

Читать также ...
Образовательное неравенство: В Казахстане только половина семей имеет высокоскоростной доступ в интернет

Индекс разработан в рамках проекта «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик», который реализуется при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание исследовательской работы отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда. Медиапартнером проекта выступает Международный центр журналистики MediaNet.

 

Дополнительную информацию можно получить у Снежаны Цой: +77078108464, snezhana.tsoy@medianet.kz  

Приложение

Регионы Условия обучения Акторы образования Доступность ИКТ Итого по трем критериям
Акмолинская область 94,7 69,7 89,3 84,6
Актюбинская область 80,5 63,9 90,3 78,2
Алматинская область 71,1 73,9 88,0 77,7
Алматы 98,8 42,5 85,5 75,6
Атырауская область 77,5 50,1 96,4 74,7
ВКО 85,0 65,4 91,4 80,6
ЗКО 73,3 57,8 90,4 73,8
Жамбылская область 76,8 78,1 87,8 80,9
Карагандинская область 88,6 57,0 91,9 79,2
Костанайская область 95,4 68,3 89,7 84,4
Кызылординская область 81,7 79,3 88,5 83,1
Мангистауская область 72,6 41,9 91,8 68,8
Нур-Султан 86,5 37,0 85,7 69,8
Павлодарская область 99,8 71,3 92,3 87,8
СКО 94,0 75,2 90,3 86,5
Туркестанская область 75,9 82,8 85,2 81,3
Шымкент 73,0 69,6 76,7 73,1
Казахстан 83,6 62,5 91,3 79,1

максимум по всем позициям — 100 баллов