Мангистауская область оказалась на последнем месте в рейтинге по индексу неравенства доступа к качественному среднему образованию. Она, в частности, продемонстрировала одни из самых низких показателей в стране по критерию, оценивающему качество образовательных кадров. Самая благополучная ситуация с точки зрения доступа к качественному образованию сложилась в Павлодарской области.

 

Индекс неравенства доступа к качественному образованию (Index of Disparity in Access to Quality Secondary Education IDAQSE) специально для стран Центральной Азии разработан трансграничной командой исследователей под руководством ОФ «PaperLab». В его основе — ряд официально измеряемых показателей, на которые государства могут воздействовать напрямую. Показатели для Казахстана разделены на три группы: «условия обучения», «акторы образования», «доступность ИКТ». 

 

В критерий «условия обучения» включены три показателя: доля школ с трехсменным обучением; доля аварийных школ; доля школ с надворными туалетами. Самая плачевная ситуация с перечисленными показателями сложилась в Алматинской области. Павлодарская же область, наоборот, располагает наилучшими условиями для качественного обучения. 

 

Критерий «акторы образования» включает в себя четыре показателя: доля учителей с высшим образованием; количество учеников на одного учителя с высшим образованием; отношение средней зарплаты учителя к средней зарплате по региону; доля выпускников 11 классов, продолживших обучение. Главным аутсайдером по этой группе показателей стала столица, лидером — Туркестанская область.

 

Критерий «доступность ИКТ» состоит из четырех показателей: доля школ с доступом в интернет; количество учеников на один школьный компьютер; соотношение стоимости услуг интернета и средней зарплаты в регионе; соотношение стоимости самого дешевого ноутбука и средней зарплаты в регионе. Наибольшую доступность ИКТ продемонстрировала Атырауская область, наименьшую — Шымкент.

 

Читать также ...
Прямой эфир с нобелевским лауреатом

Индекс разработан в рамках проекта «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик», который реализуется при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание исследовательской работы отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда. Медиапартнером проекта выступает Международный центр журналистики MediaNet.

 

Дополнительную информацию можно получить у Снежаны Цой: +77078108464, snezhana.tsoy@medianet.kz  

Приложение

РегионыУсловия обученияАкторы образованияДоступность ИКТИтого по трем критериям
Акмолинская область94,769,789,384,6
Актюбинская область80,563,990,378,2
Алматинская область71,173,988,077,7
Алматы98,842,585,575,6
Атырауская область77,550,196,474,7
ВКО85,065,491,480,6
ЗКО73,357,890,473,8
Жамбылская область76,878,187,880,9
Карагандинская область88,657,091,979,2
Костанайская область95,468,389,784,4
Кызылординская область81,779,388,583,1
Мангистауская область72,641,991,868,8
Нур-Султан86,537,085,769,8
Павлодарская область99,871,392,387,8
СКО94,075,290,386,5
Туркестанская область75,982,885,281,3
Шымкент73,069,676,773,1
Казахстан83,662,591,379,1

максимум по всем позициям — 100 баллов