Мангистауская область оказалась на последнем месте в рейтинге по индексу неравенства доступа к качественному среднему образованию. Она, в частности, продемонстрировала одни из самых низких показателей в стране по критерию, оценивающему качество образовательных кадров. Самая благополучная ситуация с точки зрения доступа к качественному образованию сложилась в Павлодарской области.
Индекс неравенства доступа к качественному образованию (Index of Disparity in Access to Quality Secondary Education IDAQSE) специально для стран Центральной Азии разработан трансграничной командой исследователей под руководством ОФ «PaperLab». В его основе — ряд официально измеряемых показателей, на которые государства могут воздействовать напрямую. Показатели для Казахстана разделены на три группы: «условия обучения», «акторы образования», «доступность ИКТ».
В критерий «условия обучения» включены три показателя: доля школ с трехсменным обучением; доля аварийных школ; доля школ с надворными туалетами. Самая плачевная ситуация с перечисленными показателями сложилась в Алматинской области. Павлодарская же область, наоборот, располагает наилучшими условиями для качественного обучения.
Критерий «акторы образования» включает в себя четыре показателя: доля учителей с высшим образованием; количество учеников на одного учителя с высшим образованием; отношение средней зарплаты учителя к средней зарплате по региону; доля выпускников 11 классов, продолживших обучение. Главным аутсайдером по этой группе показателей стала столица, лидером — Туркестанская область.
Критерий «доступность ИКТ» состоит из четырех показателей: доля школ с доступом в интернет; количество учеников на один школьный компьютер; соотношение стоимости услуг интернета и средней зарплаты в регионе; соотношение стоимости самого дешевого ноутбука и средней зарплаты в регионе. Наибольшую доступность ИКТ продемонстрировала Атырауская область, наименьшую — Шымкент.
Индекс разработан в рамках проекта «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик», который реализуется при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание исследовательской работы отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда. Медиапартнером проекта выступает Международный центр журналистики MediaNet.
Дополнительную информацию можно получить у Снежаны Цой: +77078108464, snezhana.tsoy@medianet.kz
Приложение
Регионы | Условия обучения | Акторы образования | Доступность ИКТ | Итого по трем критериям |
Акмолинская область | 94,7 | 69,7 | 89,3 | 84,6 |
Актюбинская область | 80,5 | 63,9 | 90,3 | 78,2 |
Алматинская область | 71,1 | 73,9 | 88,0 | 77,7 |
Алматы | 98,8 | 42,5 | 85,5 | 75,6 |
Атырауская область | 77,5 | 50,1 | 96,4 | 74,7 |
ВКО | 85,0 | 65,4 | 91,4 | 80,6 |
ЗКО | 73,3 | 57,8 | 90,4 | 73,8 |
Жамбылская область | 76,8 | 78,1 | 87,8 | 80,9 |
Карагандинская область | 88,6 | 57,0 | 91,9 | 79,2 |
Костанайская область | 95,4 | 68,3 | 89,7 | 84,4 |
Кызылординская область | 81,7 | 79,3 | 88,5 | 83,1 |
Мангистауская область | 72,6 | 41,9 | 91,8 | 68,8 |
Нур-Султан | 86,5 | 37,0 | 85,7 | 69,8 |
Павлодарская область | 99,8 | 71,3 | 92,3 | 87,8 |
СКО | 94,0 | 75,2 | 90,3 | 86,5 |
Туркестанская область | 75,9 | 82,8 | 85,2 | 81,3 |
Шымкент | 73,0 | 69,6 | 76,7 | 73,1 |
Казахстан | 83,6 | 62,5 | 91,3 | 79,1 |
максимум по всем позициям — 100 баллов
Social Media