Когда мы с вами знакомились с показателем ВВП, мы затронули тему цен. Вы, наверное, помните, что, если «поженить» количество товаров и услуг и уровень цен (инфляция), появляется показатель, который мы и называем ВВП. Мы с вами уже знаем, что цены имеют изменчивый характер. Именно из-за капризного характера уровня цен экономисты вынуждены разделять номинальный ВВП от реального.
«Цена — это индикатор, показывающий ценность или значимость чего-либо»
Все мы слышали, что у всего есть своя цена. Но в чем измеряются цены? Очевидно, в деньгах. Тогда, что такое деньги?
Давайте углубимся в пучину нашего детства и вспомним, как мы рубились в карточки с рисунками «покемонов» (более старшее поколение может вспомнить ситуацию с наклейками, а те, кто еще постарше — с марками). Вы, наверное, помните, каким упорным трудом эти карточки добывались. Нужно было выиграть их в честном бою! «Су-Ли-Фа» определяла того, кто первым нанесет удар по карточкам. Ставки сделаны, жребий брошен, и мы наносим свой удар по карточкам вложив все наше мастерство в нашу почерневшую от пыльного пола ладонь с подогнутым большим пальцем… Знакомо?
А помните, что у этих карточек был свой номинал? Да-да, карточка с «Пикачу» (желтый магический зверек) была самой массовой, так что она никому не была нужна, а вот карточка с придурковатой уточкой была у единиц! Обладатель такой карточки мог спокойно выменять ее на что-то очень ценное, например на крутой футбольный мяч или право «скатать» на контрольной у соседа по парте.
Да, карточки в то время были полноценной валютой в экономике школ, как например сигареты в экономике тюрем или тенге в Казахстане. А представьте себе, что карточек нет, теперь, чтобы списать контрольную работу по математике, вам нужно дать возможность списать вашему соседу по парте контрольную по биологии. А, что, если мы и биологию не знаем? Значит надо придумать, что-нибудь взамен, например один раз побить ребят, которые постоянно обижают вашего одноклассника. Но что, если одноклассник может сам за себя постоять? Правда, с карточками было намного проще?
«Выходит деньги — это инструмент, признанный всеми, для того чтобы было легко осуществлять операции по обмену товарами и услугами»
И вот однажды училка по черчению задает на дом начертить болт. Мы вообще-то хотим выйти на улицу и поиграть в футбол после уроков, и перспектива тереть бумагу резинкой нам вообще не улыбается. Мы в таких случаях обращаемся к одаренному однокласснику, он за 20 минут 500 тенге так нарисует, от настоящей не отличишь! Обычно он брал за свои услуги 5 карточек с Пикачу. А тут он нам говорит, что родители отдали его на музыку и у него теперь времени нет даже на мультики. Мы смотрим на него с пониманием и накидываем сверху еще 5 карточек с Пикачу. Пожали руки, вы получаете пятерку за начерченный болт.
Время — это самый ограниченный ресурс в мире наш одноклассник ввиду внешнего фактора (курсы по музыке) теперь имеет меньше свободного времени, соответственно, оценивает свое время дороже обычного, соответственно услуги его стали дороже. То, что произошло только что, экономисты называют инфляцией издержек.
«Инфляция издержек — рост цен, обусловленный тем, что стало дороже оказывать услуги или производить, товары»
Наверняка, многие из нас знакомы с ситуацией, когда пенсионеры, сидя на лавочке у подъезда, вздыхают о том, что, мол, картошка подорожала. Наверное те, кто занимается сельским хозяйством знакомы с природой инфляции издержек лучше всех. Приезжаем в родной аул, разговариваем с троюродным братом жены соседа нашей бабушки, на вопрос как идут дела в деревне, тот сетует на засуху и говорит, что урожай в этом году плохой. И тут мы понимаем, отчего эти сетования наших пенсионеров о безумно дорогой картошке.
Вернемся на школьную скамью и представим альтернативную ситуацию, что ни на какие музыкальные курсы нашего одноклассника не записывали, и на нашу просьбу начертить болт за 5 карточек он отрицательно качает головой, объясняя это тем, что к нему с подобным предложением уже обратилось 10 человек. Время — деньги, деваться некуда, мы накидываем ему 5 карточек сверху. Пожали руки, получаем пятерку. Цена на услугу выросла, но не потому, что у одноклассника выросли издержки, а потому что таких «предприимчивых», как мы стало на 10 человек больше. Другими словами, спрос на его услуги вырос. Так как нашему однокласснику тоже нужно время от времени смотреть мультики, он думает: «Повышу-ка я цену вдвое. Всем помочь я все равно не успею, а так хоть заказов будет меньше и заработаю больше». Такой вид инфляции называется инфляцией спроса.
«Инфляция спроса — рост цен, обусловленный увеличением спроса до такой степени, что ресурсов производить больше не хватает»
Очень часто бывает откроется какое-нибудь уютное кафе с вкусной и недорогой кухней и посадкой на 20 человек. Вы его для себя находите, и становитесь постоянным клиентом. Тут, по всему городу расползаются слухи о новом месте и кафе приобретает безумную популярность. Со всего города люди стекаются и стоят в очереди чтобы посетить данное заведение. Владелец заведения понимает, что повар работает на износ, официанты не успевают обслужить клиентов и вообще уютное местечко превратилось в базар. Владелец просто повышает цены в меню на 20%. Неприятно, конечно, но что поделаешь. Инфляция спроса.
Возникает вопрос, а как понять растут цены в масштабах страны или нет? Ведь одни товары постоянно дорожают, другие дешевеют. Для этих целей существует большая семья индексов цен. С одним из таких индексов — дефлятор ВВП, мы с вами уже знакомились. Если вы помните, этот индекс показывает изменение уровня цен произведенной продукции. Но возможно самым популярным индексом цен является индекс потребительских цен (ИПЦ). Что это за индекс и с чем его едят?
Название говорит само за себя.
«Инфляция это индекс, который показывает изменение цен на товары и услуги, которые в конечном счете потребляет население — цены на хлеб, мясо, молоко, а не цены на арматуру, кирпич и бетон»
Логика расчета этого индекса предельно проста, однако на практике это трудоемкий процесс, включающий в себя много статистической теории. Мы не будем углубляться в дебри статистики и разбираться в том, как они там все это рассчитывают. Для анализа вполне достаточно понять общую логику.
Итак, берется перечень потребительских товаров и услуг, этот перечень чаще называют потребительской корзиной. В целом там 12 основных позиций, которые включают в себя продукты питания, коммунальные услуги, транспортные, медицинские, образовательные товары и услуги — другими словами, все что в среднем нужно для человека для качественной жизни.
После чего, делается репрезентативная выборка по ценам на данные виды товаров и услуг. Другими словами, в каждом населенном пункте рассматривают некоторое количество пунктов продаж с целью собрать информацию по ценам на товары и услуги потребительской корзины по всей стране.
В итоге у нас есть все необходимое для расчета показателя. У нас есть усредненная цена и постоянное количество. Потребительская корзина рассчитывается с учетом потребления одного человека, учитывая то, что люди в среднем потребляют одно и тоже, количество у нас величина постоянная (количество не меняется со временем). Конечно, стандарты потребительской корзины пересматриваются, но в целом смысл индекса потребительских цен таков:
«Инфляция показывает на сколько процентов больше мы должны заплатить за те же самые товары и услуги, которые мы потребляли в прошлом периоде»
Иными словами, стало ли дороже жить.
Математически это выглядит так:
Давайте представим себе, что в потребительскую корзину у нас входит вода и хлеб. Предположим, что в среднем для достойной жизни человеку в год нужно потреблять 300 бутылок воды и 700 булок хлеба. В 2016 году бутылка воды в среднем по стране стоила 10 тенге, а булка хлеба стоила 20 тенге. В 2017 году, бутылка воды стала стоить 25 тенге и булка хлеба стала стоить 5 тенге. Давайте посмотрим стало ли жить дороже.
ИПЦ 2017 = (25 тенге за воду в 2017*300 бутылок + 5 тенге за хлеб в 2017*700 булок)/(10 тенге за воду в 2016*300 бутылок + 20 тенге за хлеб в 2016*700 булок)*100%
Берем калькулятор и считаем. Получаем некое число = 65%. О чем говорит нам этот показатель? Все просто, если стоимость корзины в предыдущем периоде была 100%, то сегодня она составляет 65% от предыдущего. Другими словами, жить стало дешевле на (100% — 65%) = 35% или, другими словами, потребительская корзина сегодня стоит 65% от стоимости в прошлом году.
Данный индекс является наиболее популярным среди огромного количества своих собратьев по причине того, что все люди, живущие в той или иной стране, в конечном счете потребляют. И в каком-то смысле вся экономика в конечном счете работает на обеспечение потребления своего населения.
Работник сталелитейного завода условно производит сталь, чтобы получить зарплату и купить хлеб, госслужащий работает в кабинете, чтобы получить зарплату и купить мясо, бизнесмен оказывает услуги, чтобы получить прибыль и в конечном счете потратить ее на покупку все тех же товаров из потребительской корзины. И в конце концов, повышение цен в конечном итоге бьют по карману потребителей — людей проживающих на территории страны.
Выводы
Все в этой жизни имеет свою цену (спорно, но тем не менее). Чтобы не возникало трудностей с оценкой товаров и услуг, люди придумали инструмент, который мы привыкли называть деньгами. С тех пор, как люди начали пользоваться деньгами товарам и услугам начали присваивать денежное выражение или цены. Уровень цен, это показатель, который показывает усредненную стоимость товаров и услуг.
Цены имеют изменчивый характер. Они имеют свойство расти и падать. Рост уровня цен называют инфляцией, тогда как падение уровня цен называют дефляцией.
Инфляция, вызванная тем, что стало дороже производить товар или оказывать услугу называется инфляцией издержек. Это чаще всего случается, когда по каким-то причинам производство в стране падает. Инфляция, вызванная тем, что люди начали потреблять больше (увеличился спрос до такой степени, что ресурсы не позволяют производить больше товаров и услуг) называется инфляцией спроса. Этот эффект обычно ярко проявляется, когда экономика находится в фазе активного роста.
Самым популярным показателем инфляции во всем мире считается индекс потребительских цен, который показывает изменение стоимости потребительской корзины в стране. Этот индекс показывает сколько процентов стоит потребительская корзина сегодня от стоимости потребительской корзины прошлого периода.
В Казахстане, органы статистики при расчете ИПЦ берут базовый период предыдущий. В США органы статистики при расчете ИПЦ берут базовый период 1984 год. Однако и в Казахстане, и в США, этот показатель можно пересчитать на основе имеющихся данных с использованием относительно легких математических манипуляций.
Ниже представлен график индекса потребительских цен в Казахстане. Возможно, вам интересно будет взглянуть, как девальвация национальной валюты отразилась на уровне цен в Казахстане. Или на то, как выросли цены при проведении Expo-2017.
Social Media