В 2019 году были опубликованы результаты четырех международных сопоставительных исследований в сфере образования, в которых принимал участие и Казахстан: TALIS (исследование преподавания и обучения), PISA (функциональная грамотность 15-летних), PIAAC (компетентность взрослого населения) и ICILS (ИКТ-грамотность восьмиклассников). По всем четырем фронтам итоги в целом неутешительные, если не сказать катастрофические.  

Но это именно тот случай, когда плохой результат дает отличный материал для предметного анализа и полезных выводов. 

 

Четыре тренда

Проведенные исследования предоставляют внушительную базу данных для анализа, включая контекстные данные. Это сведения об уровне образования респондента, его карьере, владении языками и даже такие, казалось бы, несущественные (а на деле очень показательные) данные, как количество книг дома у ребенка. 

Чтобы получить комплексную картину ситуации в отечественном образовании, необходимо анализировать этот массив информации вкупе с другими данными, например, Национального доклада о состоянии образования или докладов Всемирного банка и Всемирного экономического форума, 

На основании располагаемых данных можно обозначить несколько ключевых трендов.

  • Результаты всех исследований показывают прямую зависимость грамотности как взрослого, так и молодого поколений от социально-экономического положения самого респондента и его родителей. Вывод тривиальный, но его важно зафиксировать: чем больше у семьи ресурсов для качественного образования, чем образованнее и успешнее на работе родители, тем выше будут результаты ребенка. 
  • Большая доля казахстанцев выполняет лишь самые базовые задания 1-2 уровней сложности по математике, ИКТ и чтению (это касается PIAAC, ICILS, PISA; в TALIS мнение учителей исследовалось опросным методом – прим.авт.). Наиболее сильное отставание наблюдается по ИКТ-грамотности, что, в свою очередь, влияет на результаты других исследований, который проводятся посредством компьютера. В исследовании ICILS (участвовали 14 образовательных систем) казахстанские 8-классники показали самые низкие результаты. Причем отрыв от ближайшего соседа – Уругвая – составляет 55 баллов. 
  • Казахстанские учителя являются самыми загруженными в сравнении со своими коллегами из стран ОЭСР, работая 48,8 часов в неделю (больше только в Японии). Неудивительно, что почти четверть молодых педагогов планируют уйти из профессии в первые пять лет работы, а основной причиной разочарования называют бумажную волокиту и низкую зарплату. 
  • Взрослое и молодое поколение показало одинаковый уровень навыков в исследовании PIAAC, которое проводит ОЭСР. Это противоречит общемировому тренду, когда каждое последующее поколение показывает более высокие результаты. В первую очередь, это свидетельствует о том, что «одинаковые» подходы к обучению, унаследованные еще от советской системы, изнашиваются. В то время, как системы образования развитых стран набирают обороты, не отставая от общего экономического развития, в Казахстане экономический рост, очевидно, не транслируется в повышение качества образования. И это тревожный сигнал. 

 

Читать также ...
Социальная защита в Центральной Азии - тренд на рост расходов

“Обновленка” ни при чем

Вопреки тому, что уже провозгласили заядлые критиканы, низкие показатели PISA – не результат последних реформ. Они еще не успели воздействовать на когорту 15-летних, участвовавших в PISA-2018. Не успела воздействовать и сама «обновленка» (в 2017 году на нее только перешли 7-е классы, к моменту тестирования могла участвовать лишь очень незначительная часть – те, кому исполнилось 15, и кто лишь около года проучился по новому содержанию образования). Как отметил недавно глава Министерства образования и науки Асхат Аймагамбетов, результаты обучавшихся по новым учебным программам можно будет наблюдать только в PISA-2021 и 2024. 

Низкая добавленная стоимость высшего образования – это еще один «казахстанский» тренд, который мы не находим в других 49 странах-участницах PIAAC. Вдвое больше молодых казахстанцев сегодня имеют высшее образование, чем среди представителей старшего поколения, но это никак не сказывается на их грамотности. Если в странах ОЭСР рост среднего балла происходит за счет большой доли населения с высшим образованием, то в Казахстане распространенность высшего образования на этот показатель влияет незначительно.

ОЭСР даже дала официальный комментарий в страновой записке по Казахстану: «Несоответствие количества лет обучения качеству формируемых навыков, возможно из-за ухудшения качества образования».

 

География решает

Наверное, один из самых важных выводов по итогам всех этих исследований, требующий неотложного внимания и глубокого анализа – разница в достижениях учащихся по регионам Казахстана достигает 2-3 лет. Причем хронически отстают одни и те же регионы на юге и западе страны. 

К примеру, Мангистауская и Атырауская области регулярно входят в тройку регионов с самыми низкими результатами – об этом говорят результаты всех последних исследований математической, читательской и естественнонаучной грамотности за последние годы. Не лучше результаты и у южных регионов, где учащиеся за 11 лет усваивают объем знаний суммарно на 2 года меньше, чем их сверстники из Алматы или Нур-Султана за то же время. 

Напрашивается вопрос: почему при, казалось бы, все еще большей частью унифицированной системе образования по всей стране существует такой разрыв в знаниях и навыках? Концепция унитарного государства подразумевает равенство возможностей каждого ребенка. Однако, если интерпретировать результаты замеров за последний десяток лет, приходится признать, что у ребенка, родившегося в определенном регионе, просто заведомо меньше шансов стать успешным гражданином.

В 2013 году ученые-экономисты из ведущих университетов мира проанализировали влияние четырех факторов (географическая расположенность, культура, качество институтов и образование) на экономические показатели 1,5 тыс. регионов в 110 странах мира. Ни один фактор не смог сравниться с образованием по масштабу влияния на человеческий капитал. 

В Казахстане и малонаселенные нефтяные регионы, и густонаселенные и ощутимо более экономически слабые регионы показывают хронически низкие результаты в образовании. Но насколько на самом деле в нашей стране взаимозависимы социально-экономическая развитость региона и академические достижения учащихся?

Не объясняет ситуации плотность населения региона и даже уровень дохода населения. На территории прежней Южно-Казахстанской области (сейчас это Шымкент и Туркестанская область) проживает более 20% учеников страны, а в другом проблемном регионе – Мангистауской области – 4%. Средняя заработная плата в западных регионах страны намного выше, чем в южных, но плохие результаты показывают как те, так и другие. 

Одной из возможных причин низких показателей учеников западных регионов эксперты называют отток квалифицированных кадров в нефтяной сектор. В этом случае школа просто не может конкурировать по уровню заработной платы. Среди других факторов называют более «традиционные» ценности в этих регионах, где образование как таковое может не являться очевидным приоритетом для молодежи. 

 

Читать также ...
Развивающиеся экономики должны разбогатеть до того, как постареют

Нужна полная картина

Международные тестирования дают реальную картину в разрезе средней грамотности населения страны, использование этих данных для планирования образовательной политики страны требует глубокого анализа и дополнительных исследований. 

Неоднозначность результатов Казахстана в первую очередь свидетельствует о необходимости выявления факторов влияния на качество образования и составления полной картины. Главное – начать это делать. 

Именно бездействие на протяжении десятков лет привело к той ситуации, что мы наблюдаем сейчас. А бездействие сегодня скажется на тех поколениях, которые появятся на свет в ближайшие годы. 

Такова судьба реформ в образовании – им нужно как минимум 35 лет, чтобы «сбыться». Этот научный факт был доказан аналитиками Всемирного банка еще в 2007 году. Пора признать его очевидность и нам.