В 2019 году были опубликованы результаты четырех международных сопоставительных исследований в сфере образования, в которых принимал участие и Казахстан: TALIS (исследование преподавания и обучения), PISA (функциональная грамотность 15-летних), PIAAC (компетентность взрослого населения) и ICILS (ИКТ-грамотность восьмиклассников). По всем четырем фронтам итоги в целом неутешительные, если не сказать катастрофические.  

Но это именно тот случай, когда плохой результат дает отличный материал для предметного анализа и полезных выводов. 

 

Четыре тренда

Проведенные исследования предоставляют внушительную базу данных для анализа, включая контекстные данные. Это сведения об уровне образования респондента, его карьере, владении языками и даже такие, казалось бы, несущественные (а на деле очень показательные) данные, как количество книг дома у ребенка. 

Чтобы получить комплексную картину ситуации в отечественном образовании, необходимо анализировать этот массив информации вкупе с другими данными, например, Национального доклада о состоянии образования или докладов Всемирного банка и Всемирного экономического форума, 

На основании располагаемых данных можно обозначить несколько ключевых трендов.

  • Результаты всех исследований показывают прямую зависимость грамотности как взрослого, так и молодого поколений от социально-экономического положения самого респондента и его родителей. Вывод тривиальный, но его важно зафиксировать: чем больше у семьи ресурсов для качественного образования, чем образованнее и успешнее на работе родители, тем выше будут результаты ребенка. 
  • Большая доля казахстанцев выполняет лишь самые базовые задания 1-2 уровней сложности по математике, ИКТ и чтению (это касается PIAAC, ICILS, PISA; в TALIS мнение учителей исследовалось опросным методом – прим.авт.). Наиболее сильное отставание наблюдается по ИКТ-грамотности, что, в свою очередь, влияет на результаты других исследований, который проводятся посредством компьютера. В исследовании ICILS (участвовали 14 образовательных систем) казахстанские 8-классники показали самые низкие результаты. Причем отрыв от ближайшего соседа – Уругвая – составляет 55 баллов. 
  • Казахстанские учителя являются самыми загруженными в сравнении со своими коллегами из стран ОЭСР, работая 48,8 часов в неделю (больше только в Японии). Неудивительно, что почти четверть молодых педагогов планируют уйти из профессии в первые пять лет работы, а основной причиной разочарования называют бумажную волокиту и низкую зарплату. 
  • Взрослое и молодое поколение показало одинаковый уровень навыков в исследовании PIAAC, которое проводит ОЭСР. Это противоречит общемировому тренду, когда каждое последующее поколение показывает более высокие результаты. В первую очередь, это свидетельствует о том, что «одинаковые» подходы к обучению, унаследованные еще от советской системы, изнашиваются. В то время, как системы образования развитых стран набирают обороты, не отставая от общего экономического развития, в Казахстане экономический рост, очевидно, не транслируется в повышение качества образования. И это тревожный сигнал. 

 

Читать также ...
Образовательное неравенство в Центральной Азии: как измерять и почему это важно?

“Обновленка” ни при чем

Вопреки тому, что уже провозгласили заядлые критиканы, низкие показатели PISA – не результат последних реформ. Они еще не успели воздействовать на когорту 15-летних, участвовавших в PISA-2018. Не успела воздействовать и сама «обновленка» (в 2017 году на нее только перешли 7-е классы, к моменту тестирования могла участвовать лишь очень незначительная часть – те, кому исполнилось 15, и кто лишь около года проучился по новому содержанию образования). Как отметил недавно глава Министерства образования и науки Асхат Аймагамбетов, результаты обучавшихся по новым учебным программам можно будет наблюдать только в PISA-2021 и 2024. 

Низкая добавленная стоимость высшего образования – это еще один «казахстанский» тренд, который мы не находим в других 49 странах-участницах PIAAC. Вдвое больше молодых казахстанцев сегодня имеют высшее образование, чем среди представителей старшего поколения, но это никак не сказывается на их грамотности. Если в странах ОЭСР рост среднего балла происходит за счет большой доли населения с высшим образованием, то в Казахстане распространенность высшего образования на этот показатель влияет незначительно.

ОЭСР даже дала официальный комментарий в страновой записке по Казахстану: «Несоответствие количества лет обучения качеству формируемых навыков, возможно из-за ухудшения качества образования».

 

География решает

Наверное, один из самых важных выводов по итогам всех этих исследований, требующий неотложного внимания и глубокого анализа – разница в достижениях учащихся по регионам Казахстана достигает 2-3 лет. Причем хронически отстают одни и те же регионы на юге и западе страны. 

К примеру, Мангистауская и Атырауская области регулярно входят в тройку регионов с самыми низкими результатами – об этом говорят результаты всех последних исследований математической, читательской и естественнонаучной грамотности за последние годы. Не лучше результаты и у южных регионов, где учащиеся за 11 лет усваивают объем знаний суммарно на 2 года меньше, чем их сверстники из Алматы или Нур-Султана за то же время. 

Напрашивается вопрос: почему при, казалось бы, все еще большей частью унифицированной системе образования по всей стране существует такой разрыв в знаниях и навыках? Концепция унитарного государства подразумевает равенство возможностей каждого ребенка. Однако, если интерпретировать результаты замеров за последний десяток лет, приходится признать, что у ребенка, родившегося в определенном регионе, просто заведомо меньше шансов стать успешным гражданином.

В 2013 году ученые-экономисты из ведущих университетов мира проанализировали влияние четырех факторов (географическая расположенность, культура, качество институтов и образование) на экономические показатели 1,5 тыс. регионов в 110 странах мира. Ни один фактор не смог сравниться с образованием по масштабу влияния на человеческий капитал. 

В Казахстане и малонаселенные нефтяные регионы, и густонаселенные и ощутимо более экономически слабые регионы показывают хронически низкие результаты в образовании. Но насколько на самом деле в нашей стране взаимозависимы социально-экономическая развитость региона и академические достижения учащихся?

Не объясняет ситуации плотность населения региона и даже уровень дохода населения. На территории прежней Южно-Казахстанской области (сейчас это Шымкент и Туркестанская область) проживает более 20% учеников страны, а в другом проблемном регионе – Мангистауской области – 4%. Средняя заработная плата в западных регионах страны намного выше, чем в южных, но плохие результаты показывают как те, так и другие. 

Одной из возможных причин низких показателей учеников западных регионов эксперты называют отток квалифицированных кадров в нефтяной сектор. В этом случае школа просто не может конкурировать по уровню заработной платы. Среди других факторов называют более «традиционные» ценности в этих регионах, где образование как таковое может не являться очевидным приоритетом для молодежи. 

 

Читать также ...
Неравенство в доходах: о чем говорят кривая Лоренца и коэффициент Джини

Нужна полная картина

Международные тестирования дают реальную картину в разрезе средней грамотности населения страны, использование этих данных для планирования образовательной политики страны требует глубокого анализа и дополнительных исследований. 

Неоднозначность результатов Казахстана в первую очередь свидетельствует о необходимости выявления факторов влияния на качество образования и составления полной картины. Главное – начать это делать. 

Именно бездействие на протяжении десятков лет привело к той ситуации, что мы наблюдаем сейчас. А бездействие сегодня скажется на тех поколениях, которые появятся на свет в ближайшие годы. 

Такова судьба реформ в образовании – им нужно как минимум 35 лет, чтобы «сбыться». Этот научный факт был доказан аналитиками Всемирного банка еще в 2007 году. Пора признать его очевидность и нам.