КАРДИФФ – В течение первых четырёх месяцев 2025 года 56 норвежских граждан обсуждали, как огромные нефтяные богатства Норвегии могут наилучшим образом послужить нынешним и будущим поколениям – внутри страны и за рубежом. В отличие от традиционных способов принятия решений, когда политику определяют избираемые должностные лица и эксперты, так называемая Комиссия по вопросам будущего (вторая подобная ассамблея в истории Норвегии) позволила простым гражданам, отобранным в ходе представительного процесса и обладающим необходимыми знаниями, выработать рекомендации в ходе информированных дискуссий.
Выбрав столь радикальную модель совещательной демократии, ориентированную на долгосрочные коллективные блага, а не на краткосрочные политические интересы, Норвегия создала прецедент для других стран. Но, наверное, ещё важнее то, что представив 13 мая свои рекомендации норвежскому парламенту, комиссия официально потребовала утвердить правовые рамки для защиты будущих поколений, в том числе назначив специального уполномоченного. В случае одобрения станет очевидно, что активисты на низовом уровне способны менять парадигму госуправления.
Я на собственном опыте знаю о потенциале этих изменений, проработав первым уполномоченным по делам будущих поколений в Уэльсе, где в 2015 году был принят закон «О благополучии будущих поколений». Этот закон требует от госорганов учитывать долгосрочные последствия своих решений, гарантируя, что проводимая политика содействует устойчивому развитию и межпоколенческой справедливости.
Этот закон стал результатом длившегося целый год всенародного обсуждения (также пример совещательного демократического процесса). В 2014 году правительство Уэльса попросило граждан обсудить, какую именно страну они хотят оставить после себя своим детям и внукам. Их ответы помогли сформулировать семь законодательных долгосрочных целей повышения благополучия, которые служат путеводной звездой для властей.
Интерес к подобным законам повышается во всём мире. В сентябре Генеральная Ассамблея ООН приняла«Декларацию о будущих поколениях», которая призывает правительства институционализировать долгосрочное мышление.
У Норвегия есть шанс это сделать, и последствия будут очень серьёзны. Причина в размерах суверенного нефтяного фонда этой страны – $1,8 трлн. На фоне усиления изменения климата и экономической неопределённости Норвегия должна выбрать новые подходы к управлению финансами, помогая защитить благополучие планеты и общества.
Норвегии, одному из крупнейших в мире экспортёров нефти, надо в первую очередь осознать свою зависимость от ископаемого топлива. Да, эта страна обязалась достигнуть амбициозных климатических целей, включая переход к нетто-нулевым выбросам парниковых газов к 2050 году. Но она продолжает расширять нефтяную отрасль, несмотря на глобальные призывы к планомерному сокращению добычи ископаемого топлива и угрозу экологической деградации её девственно чистых экосистем (от арктической тундры до огромных фьордов). Перед Норвегией стоит также задача перехода к постнефтяной экономике на фоне сдвига к возобновляемой энергетике. Для снижения издержек, связанных с устареванием активов, для защиты работников и обеспечения справедливого перехода стране необходима тщательная диверсификация.
Норвежский закон о будущих поколениях, опираясь на уэльскую модель, позволит учитывать межпоколенческую ответственность в проводимой политике и гарантирует, что правительство будет стараться сбалансировать социальное, экономическое, экологическое и культурное благополучие нынешних и будущих поколений. В этом процессе уполномоченный по делам будущих поколений мог бы играть роль независимого эксперта, отмечая меры, противоречащие целям закона, и требуя от политических лидеров искать и находить баланс между краткосрочными и долгосрочными интересами.
Многие из современных проблем иллюстрируют печальные последствия неспособности планировать будущее. От изменения климата до демографических сдвигов – все эти проблемы, часто пересекающиеся, стали следствием близоруких решений и сознательного игнорирования достоверных фактов и тенденций. Например, что произойдёт, если стареющее население Норвегии не сумеет адаптироваться к более высокой температуре, ещё сильнее увеличив нагрузку на уже перегруженную систему здравоохранения?
Впрочем, цель долгосрочного мышления не только в предотвращении проблем, но и в достижении лучшего, многообещающего будущего. Например, уэльская модель обеспечила правительство и общественные институты инструментом, позволяющим видеть дальше политических циклов. Больше ориентируясь на будущее, власти стали отдавать приоритет инвестициям в общественный транспорт, а не в строительство дорог; концентрировать усилия на сохранении здоровья людей, а не только на их лечении; и даже возродили валлийский язык, которому когда-то грозило исчезновение.
Норвежская Комиссия по вопросам будущего высказалась, и теперь правительство страны стоит на распутье. Станет ли оно мировым лидером в долгосрочном политическом планировании, гарантировав, что её нефтяные богатства приносят пользу грядущим поколениям? Или же оно будет принимать решения, исходя исключительно из краткосрочных соображений и сохраняя кризисы, с которыми придётся бороться будущим гражданам? Проявив уважение к желанию своих граждан, Норвегия должна взять на себя обязательство: помочь создать мир, в котором повышается равенство и благополучие людей.
Софи Хау – первый уполномоченный по делам будущих поколений в Уэльсе.
Copyright: Project Syndicate, 2025.
Social Media