Казахстан вступает в 2025 год с уверенным, но неоднозначным экономическим курсом. Согласно обзору Всемирного банка, экономическая активность в стране сохраняет положительную динамику, но фундаментальные слабости — зависимость от сырьевого экспорта, слабая налоговая база и высокая потребительская задолженность ставят под вопрос устойчивость этого роста.

Главный вопрос на сегодня: как финансировать долгосрочное развитие без чрезмерной зависимости от Нацфонда? Ответ – в реформе налоговой системы и модернизации финансовой политики.

Экономический рост: динамика под вопросом

В 2024 году экономика Казахстана выросла на 4,0%.

Основным источником роста стали бюджетные расходы и рост потребительских кредитов. Однако картина не столь радужна. Инвестиции в горнодобывающий сектор снизились, а доля инвестиций от ВВП сократилась почти вдвое за последние 20 лет. Это говорит о том, что текущая экономическая модель ориентирована на краткосрочные цели и не обеспечивает устойчивых основ для будущего развития.

Прогноз на 2025 год оптимистичнее — рост до 4,7%.

Во многом за счёт расширения добычи на месторождении Тенгиз. Однако в среднесрочной перспективе (2026 и далее) аналитики предостерегают от снижения темпов до 3–3,5% в год. Главной причиной выступает структурное ослабление производительности и сокращение доли инвестиций в экономике, упавшей с 28% ВВП в начале 2000-х до менее 17% в последние годы.

Еще одна тревожная тенденция — снижение экспортной выручки. На фоне падения мировых цен на нефть в 2025–2026 годах, экспорт будет давать всё меньше поступлений в бюджет. Учитывая ограниченные перспективы роста у главных торговых партнёров (Китай, Россия, ЕС), рассчитывать на внешнюю конъюнктуру не приходится.

Читать также ...
Туристический бум в Центральной Азии - итоги рекордного 2024 года

Рис 1. Рост реального ВВП (2019-2026)

 

Ekonomist

Источник: Всемирный Банк, 2025.

Инфляция и потребление: кредитуемся, чтобы жить

Несмотря на снижение инфляции до 8,6% в 2024 году, она остаётся выше целевого уровня в 5%.

Продовольственная инфляция снизилась, но цены на услуги выросли более чем на 13%, в основном из-за повышения тарифов на коммунальные услуги. За 2024 год цены на отопление и электроэнергию выросли более чем на 20%, водоснабжение — на 43%. Это бьет по домохозяйствам с низкими доходами.

При этом потребительская активность подогревается за счёт дорогих кредитов: в 2024 году доля домохозяйств в общем объеме кредитов достигла 60%, что в три раза больше 20% показателя в 2010 году.

Казахстан стал одной из немногих стран с ресурсной экономикой, где основной драйвер роста — внутреннее потребление, основанное на займах.

Это создаёт риски как для самих граждан, так и для финансовой системы в целом. Банки получают рекордную прибыль, но рост долга граждан — тревожный сигнал для всей экономики.

Рис 2. Долг домохозяйств (в%)

Ekonomist

Фискальная устойчивость под давлением

Расходы бюджета в 2024 году выросли на 5,5% в реальном выражении.

Основные траты — социальные программы, поддержка уязвимых слоёв населения и модернизация инфраструктуры. Это жизненно важные инвестиции, особенно на фоне стареющей инфраструктуры и растущих социальных потребностей. Однако доходы не поспевают за расходами.

В результате — дефицит бюджета на уровне 3,1% ВВП в 2025 году.

Нацфонд снова используется как «подушка», что ставит под угрозу его устойчивость. Проблема лежит глубже — в ограниченности доходной базы. Налоговые поступления составляют всего 17% ВВП, тогда как в странах ОЭСР этот показатель достигает 34%.

Читать также ...
Цена романтики: розы маркетинга, шипы потребления

Такая разница создаёт системную уязвимость: недостаточно средств для финансирования здравоохранения, образования, инфраструктуры и зелёного перехода. Кроме того, фискальная система Казахстана долгое время строилась на добыче и экспорте природных ресурсов, но в текущих условиях эта модель себя исчерпала.

Путь к фискальной устойчивости: налоговые реформы

Эксперты Всемирного банка подчёркивают: без серьёзной налоговой модернизации Казахстану будет сложно удержать бюджет в сбалансированном состоянии. Среди предложений:

  • повышение ставок корпоративного подоходного налога и НДС;
  • переход к прогрессивной шкале индивидуального налогообложения;
  • отмена избыточных и неэффективных льгот;
  • введение налога на наследство и капитал;
  • экологизация налоговой системы (включая углеродный налог).

Одновременно требуется устойчивый механизм использования средств Национального фонда и обновление бюджетного правила, что поможет уменьшить зависимость от внешних заимствований и усилить доверие инвесторов.

Роль бизнеса и гражданского общества

Налоговая реформа — это не только задача государства. Бизнес должен участвовать в обсуждении новых подходов, в том числе в вопросах налоговой прозрачности и справедливости. Гражданское общество — важный партнёр, который может отслеживать, как используются общественные средства, и добиваться справедливости в распределении налогового бремени.

Экономика Казахстана в 2024–2025 гг. стоит на распутье. С одной стороны, есть возможность краткосрочного роста за счёт добычи нефти и бюджетных расходов. С другой — отсутствие диверсификации, низкая производительность и слабая фискальная база ограничивают долгосрочные перспективы.

Будущее Казахстана зависит от решимости властей провести структурные реформы, укрепить налоговую систему и обеспечить устойчивое управление государственными финансами. Или продолжать заимствовать и тратить фондовые резервы, или провести болезненные, но необходимые реформы. Увеличение фискальных доходов – это не просто про деньги. Это про школы, дороги, больницы и будущее поколение казахстанцев. А значит – про стратегический выбор, от которого зависит, какой будет страна завтра.

Читать также ...
Обычная жизнь госсектора: "Баспана" занимает, "Самрук-Казына" расплачивается