В 2025 году во взаимоотношениях Узбекистана и Туркменистана началась новая эпоха: между двумя странами официально заработал режим свободной торговли.
Свободная торговля – это соглашение, при котором государства сводят к минимуму таможенные пошлины, квоты и другие барьеры во взаимной торговле товарами и услугами с целью стимулировать взаимную торговлю [1].
Иными словами, это противоположность протекционизму, когда импорт и экспорт не ограничиваются государством тарифами и запретами. В данном случае отмена таможенных пошлин призвана стимулировать рост торговли между соседними странами.
Узбекистан и Туркменистан – близкие соседи с общими историческими и культурными связями. Однако их торгово-экономические отношения претерпевали значительные изменения за последнее десятилетие. Ещё в середине 2010-х годов объем двусторонней торговли был относительно невысоким и нестабильным.
Исторический обзор торгово-экономических отношений
Ещё в 1996 году Узбекистан и Туркменистан подписали межправительственное соглашение о долгосрочном торгово-экономическом сотрудничестве, которое формально устанавливало между ними режим свободной торговли[2]. Однако на практике в последующие годы сохранялись многочисленные ограничения и пошлины, и торговый оборот оставался скромным. В середине 2010-х наблюдался спад: например, за первое полугодие 2014 года взаимный товарооборот снизился почти вдвое по сравнению с тем же периодом 2013 года[7]. Причинами низкого уровня торговли в тот период были:
- инфраструктурные и логистические трудности
- недостаточная открытость экономик
- наличие тарифных барьеров.
Ситуация начала меняться после 2016 года, когда в Узбекистане пришло новое руководство, ориентированное на добрососедство. В 2017 году президенты двух стран заключили Договор о стратегическом партнерстве – этот момент стал новой отправной точкой сотрудничества[4]. С того времени торгово-экономические связи стали динамично укрепляться.
По данным официальной статистики, в период с 2017 по 2023 год объем взаимной торговли вырос более чем в 5 раз[3].
Если в 2017 году товарооборот едва превышал $150 млн, то по итогам 2023 года он достиг уже около $1,09 млрд. Таким образом, за последние несколько лет Узбекистан и Туркменистан совершили рывок от эпизодической торговли к стратегическому партнерству с миллиардным оборотом.
Рис. 1. Динамика товарооборота между Узбекистаном и Туркменистаном за 2014–2024 гг., млрд USD. Источник: Госкомстат РУз[3].
Рост товарооборота особенно ускорился после 2018 года, чему способствовало постепенное устранение барьеров и активизация политического диалога[2]. Уже к 2019 году Туркменистан вошел в десятку крупнейших торговых партнеров Узбекистана[3]. Даже пандемия 2020 года не остановила положительную динамику. В 2021 году, на волне экономического восстановления, наблюдался скачок более чем на 67% – до $902 млн. К 2022 году торговля стабилизировалась на уровне около $926 млн, а по итогам 2023 года впервые превысила миллиардный рубеж[3]. Таким образом, за десятилетие с 2014 по 2024 годы двусторонний товарооборот вырос на порядок – с нескольких сотен миллионов до более чем одного миллиарда долларов в год.
Регулярные встречи на высшем уровне и межправительственные комиссии способствовали решению накопившихся проблем[4]. Важную роль сыграли совместные проекты в сфере транспорта и логистики – страны сотрудничали в развитии трансграничных коридоров и инфраструктуры для облегчения перевозок товаров. В результате к середине 2020-х годов Узбекистан и Туркменистан подошли с прочной основой для дальнейшего расширения сотрудничества.
Современное состояние и введение режима свободной торговли
На фоне устойчивого роста торговли к 2024 году правительства двух стран сделали решительный шаг – полностью реализовали принципы свободной торговли, заложенные ещё в соглашении 1996 года. 25 февраля 2025 года вступил в силу двусторонний режим свободной торговли, о запуске которого официально объявило Министерство инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана[2].
Это означает, что отныне подавляющее большинство товаров, производимых в Узбекистане и Туркменистане, будут перемещаться через границу без взимания таможенных пошлин.
Согласно договоренностям, отменены все таможенные пошлины на товары, произведённые на территориях обеих стран, за исключением оговоренных категорий[2]. Также сняты действовавшие ранее количественные ограничения во взаимной торговле и упрощены таможенные процедуры. Иными словами, торговый режим между государствами стал максимально либеральным.
Особый акцент сделан на стимулировании несырьевого экспорта из Узбекистана. В частности, Туркменистан отменил высокие импортные пошлины на промышленную продукцию из Узбекистана, которые ранее значительно затрудняли доступ узбекских товаров на туркменский рынок. Например, до введения свободной торговли туркменская сторона облагала:
- узбекский цемент 100% таможенной пошлиной,
- мебель и текстиль – 50%, стеклянную посуду – 50%, водонагреватели – 15%,
- изделия из пластика и полипропилена – 10%,
- продовольственные товары, такие как колбасы и мясная продукция – $2 за кг, хлопковое масло – $1 за кг[2].
Теперь все эти пошлины обнулены, что резко повысило конкурентоспособность узбекских товаров на рынке соседа. По оценкам узбекского Минпромторга, введение беспошлинного режима создаёт условия для существенного наращивания экспорта продукции Узбекистана в Туркменистан в ближайшие годы[2].
Товар | Было (до 2025) | Стало (с 2025) |
---|---|---|
Цемент | 100% | 0% |
Текстиль | 50% | 0% |
Мебель | 50% | 0% |
Стеклянная посуда | 50% | 0% |
Водонагреватели | 15% | 0% |
Изделия из пластика и полипропилена | 10% | 0% |
Колбасы и мясные изделия | $2/кг | |
Хлопковое масло | $1/кг |
Таб. 1. Размер пошлин на определенные товары между Узбекистаном и Туркменистаном. Источник: Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан
Одновременно это стимулирует совместные инвестиции и кооперацию в промышленности двух стран, поскольку устранение тарифов делает выгодным создание совместных производств и сбыт товаров на объединённом рынке.
В то же время свободная торговля не означает полного отсутствия ограничений. Страны согласовали перечень из 30 чувствительных товаров, на которые новый режим не распространяется. В этот список вошли, прежде всего:
- акцизные и стратегические товары, требующие особой защиты внутреннего рынка:
- легковые автомобили и автобусы,
- отдельные виды горюче-смазочных материалов,
- табачные изделия,
- алкогольная продукция,
- сахар,
- драгоценные металлы и изделия из них и некоторые другие[2].
Исключение этих позиций означает, что на них по-прежнему будут взиматься таможенные пошлины либо действовать квоты. Такая мера обусловлена необходимостью защиты национальных производителей в чувствительных отраслях.
Тем не менее, список исключений сравнительно невелик и охватывает узкий круг товаров, тогда как подавляющая часть номенклатуры торговли теперь полностью либерализована.
По итогам 2024 года взаимный товарооборот достиг $1,14 млрд, увеличившись на 5,5% к предыдущему году[3].
Ожидается, что с введением режима свободной торговли эти показатели будут расти более высокими темпами.
Правительства уже создают необходимые механизмы реализации соглашения:
- организованы рабочие группы для отслеживания проблем предпринимателей,
- действует совместный Деловой совет,
- налажена прямая коммуникация между таможенными службами двух государств.
Тем самым страны стремятся максимально эффективно задействовать открывшиеся возможности.
Источники
- Всемирная торговая организация (ВТО). https://www.wto.org/
- Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан. https://www.miit.uz
- Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. https://stat.uz
- Министерство иностранных дел Республики Туркменистан. https://www.mfa.gov.tm
- Всемирный банк. https://www.worldbank.org
- Interfax Central Asia. https://www.interfax-centralasia.net
- UzTAG Информационное агентство. https://uztag.info
Social Media