Логотип Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Логотип Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Макроэкономика

Одна страна — две юрисдикции: в чем разница АРРФР и МФЦА?

Редакция сайта Ekonomist.kz Редакция сайта Ekonomist.kz
25.04.2025
Ekonomist -Одна страна — две юрисдикции: в чем разница АРРФР и МФЦА?

kz.kursiv.media

В Казахстане функционируют две финансовые юрисдикции: национальная — под управлением Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), и международная — Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА). Оба механизма направлены на привлечение капитала и развитие финансовых услуг, но отличаются правовыми принципами, режимами налогообложения, комплаенс-стандартами и процедурами лицензирования.

Что такое АРРФР?

АРРФР — это государственный орган, регулирующий и контролирующий финансовую систему Казахстана. Агентство отвечает за стабильность финансовых рынков, надзор за банками, страховщиками, микрофинансовыми организациями, а также за защиту прав потребителей финансовых услуг. Возобновлённое в 2019 году, АРРФР стало ключевым звеном в обеспечении прозрачности и устойчивости казахстанской финансовой системы[1]. Теперь рассмотрим роли каждого регулятора.

Роль каждого регулятора

АРРФР: национальный регулятор

Основные функции:

  • Разработка нормативной базы: формирование и внедрение законов и подзаконных актов, регулирующих финансовый рынок.

  • Контроль и надзор: мониторинг деятельности участников рынка, проверка на соответствие требованиям и стандартизированная отчётность.

  • Финансовая стабильность: предотвращение системных рисков, защита вкладчиков и потребителей.

АРРФР действует в рамках правовой системы Казахстана, основанной на гражданском праве. Надзор осуществляется в тесном сотрудничестве с Национальным банком, включая совместную политику в сфере AML/KYC (борьба с отмыванием доходов и финансированием терроризма)[2].

МФЦА: международная платформа

МФЦА был создан в 2015 году как специальная финансовая зона со своим правовым режимом на базе английского общего права. Здесь действуют:

  • Суд МФЦА и Международный арбитражный центр (IAC) — органы по разрешению споров с участием международных инвесторов;

  • Астана международная биржа (AIX) — фондовая платформа с международными стандартами листинга;

  • Налоговые и валютные льготы — освобождение от ряда налогов на срок до 50 лет, возможность ведения расчётов в любой валюте[3].

МФЦА активно продвигает финтех, ESG-инвестиции и исламское финансирование, привлекая международные компании и стартапы.

Налоговый режим и валютное регулирование

Финансовые юрисдикции Казахстана предлагают инвесторам кардинально разные подходы к налогообложению и валютному контролю.

АРРФР ориентируется на внутренний рынок и действует в рамках национального налогового законодательства. Ставка корпоративного налога составляет 20%, а расчёты преимущественно ведутся в казахстанских тенге, под контролем Национального банка. Резиденты обязаны соблюдать строгие валютные ограничения, включая репатриацию доходов, обязательный учёт валютных операций и соблюдение нормативов по трансграничным расчётам[1].

МФЦА, напротив, предлагает максимально либеральный налоговый режим: компании освобождаются от корпоративного налога, НДС и налога на прирост капитала сроком до 50 лет, при соблюдении условий участия в юрисдикции. Дополнительно отсутствуют ограничения по валюте: все расчёты — в тенге, долларах, евро или любой другой свободно конвертируемой валюте, что упрощает ведение международных операций и позволяет более гибко управлять ликвидностью[2].

Организационно-правовые формы и редомициляция

Подход к юридическим структурам также различается.

АРРФР предусматривает стандартные формы — Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) и Акционерное общество (АО), с чёткими требованиями к уставному капиталу, корпоративному управлению и раскрытию информации. Эти формы оптимальны для ведения бизнеса в пределах Казахстана и взаимодействия с национальными банками, фондами и органами государственной поддержки[1].

МФЦА предлагает шире палитру возможностей, особенно для транснациональных проектов:

  • Private и public companies (аналог ТОО/АО, но с упрощённой структурой управления);

  • Partnerships, трасты и SPC (специальные целевые подразделения) — формы, популярные в инвестиционном и проектном финансировании.
    Особенность юрисдикции — механизм continuation, позволяющий существующим иностранным компаниям пройти редомициляцию в МФЦА без ликвидации текущей правосубъектности[2].

Кейсы и практические сценарии

Финтех
Песочница AIFC FinTech Lab даёт стартапам возможность тестировать инновационные платёжные и цифровые решения в режиме регулируемого эксперимента. После прохождения sandbox-комплаенса продукты получают доступ на локальные и зарубежные рынки.

Инвестиционные фонды
Компактные локальные фонды с ориентиром на казахстанских инвесторов традиционно регистрируются в рамках АРРФР. В то время как private equity и hedge funds предпочитают юрисдикцию МФЦА за счёт более гибкого подхода к структуре капитала, требований к уставной документации и расширенных налоговых стимулов.

Корпоративные структуры
Компании, осуществляющие производственную деятельность или локальные B2C-услуги, сохраняют регистрацию в АРРФР. Для международных сделок, IPO или проектного финансирования создаются SPV в МФЦА, что упрощает юридическое сопровождение трансграничных соглашений и привлечение иностранных партнёров.


Риски и ограничения

Выбор юрисдикции сопровождается и специфическими вызовами.

Юрисдикция Основные ограничения
АРРФР Бюрократичность, длительные процедуры регистрации и лицензирования, ограниченная гибкость в структурах сделок.
МФЦА Затраты на редомициляцию, необходимость соответствия стандартам общего права, сложности с локальным комплаенсом при выходе на казахстанский рынок.

Независимо от выбранной платформы, обе юрисдикции усиливают фокус на информационной безопасности и ESG-отчётности. С 2024 года АРРФР и МФЦА внедряют новые стандарты по киберрискам, устойчивому развитию и раскрытию нефинансовой информации, включая обязательную отчётность по принципам GRI и SASB для публичных компаний и фондов[3].

Последние изменения от АРРФР

В апреле 2025 года агентство инициировало серию реформ, направленных на защиту интересов потребителей, повышение устойчивости банковской системы и снижение инвестиционных рисков.

1. Критерии риска для заемщиков

АРРФР разработало проект изменений, где впервые закреплены критерии высокого риска для физических лиц при получении кредитов. Это поможет банкам точнее оценивать платёжеспособность и снижать уровень просроченной задолженности. Также банки будут обязаны иметь внутренние регламенты по реструктуризации задолженности, а также создать подразделения по защите прав клиентов[4].

2. Поведенческий надзор

Агентство усиливает так называемый поведенческий надзор, контролируя не только выполнение нормативов, но и то, как банки и финорганизации работают с клиентами: что и как они рекламируют, как консультируют, какие данные раскрывают. Финансовым институтам запретят предлагать сложные продукты, если клиент не обладает нужной квалификацией, а нарушения могут привести к приостановке услуг[5].

3. Ограничения для рискованных инвестиций

В рамках законопроекта «Об инвестиционных фондах» АРРФР планирует:

  • Ввести классификацию фондов по степени риска;

  • Ограничить доступ к высокорискованным фондам только квалифицированным инвесторам;

  • Разрешить новые организационно-правовые формы фондов;

  • Упростить требования к раскрытию информации для высокорисковых стратегий[6].

Это решение должно повысить защиту частных инвесторов, особенно тех, кто не обладает профессиональной подготовкой.

Выбор между двумя юрисдикциями зависит от целей бизнеса. Национальная модель (АРРФР) подходит компаниям, ориентированным на внутренний рынок, нуждающимся в предсказуемом регулировании и защите потребителей. Международная (МФЦА) — оптимальна для экспансии, доступа к иностранному капиталу и налоговой оптимизации. Последние инициативы АРРФР указывают на намерение регулятора перейти от формального надзора к клиентоориентированной модели, приближенной к международным стандартам.

Технологическая брокерская платформа Paidax эффективно использует льготный налоговый режим МФЦА: для объёма торгов до 100 $ комиссия отсутствует, а интуитивный веб-интерфейс обеспечивает комфортную работу. При регистрации по ссылке https://paidax.page.link/ekonomist вы получаете бонус в размере 50 $ на оплату брокерских комиссий, что делает торговлю ещё более выгодной.

Сравнение юрисдикций

Параметр АРРФР МФЦА
Правовая база Гражданское право Общее право (английская система)
Суды Суды РК Суд МФЦА и IAC
Налоги Стандартная ставка (20%) Освобождение от налогообложения до 50 лет
Валюта Тенге Любая валюта
Регистрация ТОО, АО Public/private companies, partnerships, SPC
Инвестфонды В основном локальные Private equity, hedge funds
Финтех и песочница Частично AIFC FinTech Lab
Надзор Централизованный Автономный, но под надзором AIFC Authority

Составлено автором на основе данных Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Республики Казахстан [1], официального портала МФЦА [3] и Конституционного закона Республики Казахстан «О МФЦА» №438-V ЗРК от 07.12.2015 [2].

Список источников

  1. Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). https://finreg.kz

  2. Конституционный закон РК «О МФЦА», №438-V ЗРК от 07.12.2015.

  3. Astana International Financial Centre Official Portal. https://aifc.kz

  4. Inbusiness.kz. «В Казахстане введут критерии риска для заемщиков», 22 апреля 2025. https://inbusiness.kz/ru/last/v-kazahstane-vvedut-kriterii-riska-dlya-zaemshikov

  5. Tengrinews.kz. «В Казахстане ужесточают правила поведения финорганизаций», 21 апреля 2025. https://tengrinews.kz/money/podvoh-melkim-shriftom-kazahstane-ujestochayut-pravila-567744

  6. Bizmedia.kz. «АРРФР ограничит доступ к рискованным инвестициям», 23 апреля 2025. https://bizmedia.kz/2025-04-23-arrfr-ogranichit-dostup-k-riskovannym-investicziyam-chto-izmenitsya

Теги: АРРФРМФЦА
Предыдущий пост

АБР: экономика Центральной Азии выросла на 5,7% в 2024 году

Следующий пост

Экономика большого тенниса: деньги, рейтинги и глобальные интересы

Редакция сайта Ekonomist.kz

Редакция сайта Ekonomist.kz

Редактор сайта Ekonomist.kz

Статьи по теме

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Ekonomist - Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

03.06.2025
OECD: открытость рынка услуг Казахстана в 2024 году

OECD: Высокие барьеры на рынке услуг сдерживают инвестиции в Казахстане

02.06.2025
Ekonomist - 20 % населения без базовых услуг: как урбанизация создаёт новые очаги уязвимости в столицах ЦА»

Урбанизация в Центральной Азии: 20% населения без базовых услуг

04.07.2025
Ekonomist - Что такое неформальная занятость и почему она проблема

Неформальная занятость в Центральной Азии — скрытый потенциал для роста ВВП

31.05.2025
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.