Логотип Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Логотип Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Обзоры

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

Редакция сайта Ekonomist.kz Редакция сайта Ekonomist.kz
03.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

В период с 15 по 23 мая 2025 года в Казахстане работала миссия Международного валютного фонда (МВФ) под руководством г-на Али Аль-Эйда. Целью визита стало обсуждение текущей макроэкономической ситуации, финансовых трендов, а также приоритетов политики и реформ, направленных на устойчивое развитие страны. По итогам миссии МВФ опубликовал заключительное заявление, в котором дал оценку экономическим показателям и сформулировал ключевые рекомендации властям Казахстана1.

Текущая динамика экономического роста и инфляции

По данным МВФ, реальный ВВП Казахстана ускорился до 6 % в первые четыре месяца 2025 года, тогда как по итогам 2024 года рост составлял 4,8 %1. Такое ускорение объясняется активным развитием сразу нескольких ключевых секторов:

  • Услуги и транспорт (рост за счёт расширения внутреннего спроса и логистических проектов).

  • Строительство (благодаря крупным государственным инфраструктурным инвестициям).

  • Обрабатывающая и добывающая промышленность (возросший экспорт металлургических и горнодобывающих товаров).

Внутренний спрос поддерживается, прежде всего, ростом кредитования населения и относительной мягкостью бюджетно-налоговой политики. При этом доля государственных инфраструктурных инвестиций в ВВП увеличилась, что дополнительно стимулирует экономическую активность.

Одновременно отмечается повышенное инфляционное давление:

К апрелю 2025 года годовая инфляция превысила 10 %

*(по другим источникам, прогнозируется на уровне 10,5 % по итогам года)2.

Основными драйверами ускорения инфляции традиционно стали:

  1. Обесценение национальной валюты в конце 2024 года, что подорожало импортируемые товары.

  2. Высокий уровень потребительского кредитования, стимулирующий рост спроса и цен.

  3. Растущие мировые цены на продовольствие и энергоносители (хотя нефтяные цены остаются ниже пиковых уровней 2022–2023 годов).

По оценкам миссии МВФ, среднегодовой рост ВВП в 2025 году составит около 5 %, что ниже показателя первых месяцев года.

Это связано с ожидаемым замедлением спроса со стороны основных торговых партнёров (прежде всего Китая и России) и вторичными эффектами снижения мировых цен на нефть для непервичных секторов экономики. В среднесрочной перспективе (2026–2028 гг.) прогнозируется, что рост непервичного ВВП замедлится до 3,5 %, что отражает тенденцию к «нормализации» экономической активности после фазы ускоренного роста1.

Монетарная политика: сохранять «жёсткость» до достижения цели

В условиях ускоренной инфляции миссия МВФ однозначно рекомендует Национальному банку Республики Казахстан сохранять жёсткую монетарную политику до тех пор, пока годовая инфляция не приблизится к целевому диапазону 4–6 %1. Основные доводы Фонда:

  • Стабилизация ожиданий — «жёсткий» денежно-кредитный режим способствует удержанию инфляционных ожиданий на приемлемом уровне и не допускает закрепления более высоких темпов роста цен.

  • Сдерживание первичных инфляционных шоков, связанных с девальвацией тенге и внешним давлением на цены.

  • Поддержка усилий по сбалансированному росту: пока инфляция значительно выше целевой, любое смягчение процентных ставок чревато риском дальнейшего ускорения роста цен, что может негативно сказаться на потребительских доходах и ухудшить условия кредитования реального сектора.

В заключительном заявлении подчёркивается, что базовая процентная ставка (на момент публикации — 16 %) должна оставаться «жёсткой» до тех пор, пока годовая инфляция не опустится к уровню не выше 6 %. При этом МВФ признаёт, что наиболее сильные ограничения могут кратковременно замедлить рост денежной массы и замедлить кредитование бизнеса, но видит такую «жёсткость» в качестве необходимого условия для возврата к устойчивому экономическому балансу и недопущения «инфляционной спирали»1.

Фискальная политика: ограничение дефицита и повышение прозрачности

МВФ обращает внимание на то, что бюджетный дефицит в 2025 году может превысить 8 % ВВП, что обусловлено снижением нефтяных доходов, накопленным дефицитом прошлых лет и оставшейся подчёркнуто мягкой фискальной позицией1. С учётом того, что нефтегазовый сектор формирует порядка 20 % ВВП и более 50 % экспортных поступлений, колебания цен на нефть прямо отражаются на доходах бюджета.

Основные рекомендации экспертов МВФ в области фискальной политики:

  1. Ограничить рост текущих расходов (в первую очередь — расходов на заработную плату в госсекторе). Предлагается сдерживать их прирост на уровне не более 5 % годовых, учитывая при этом необходимость повышения производительности труда и эффективности госуправления.

  2. Оптимизировать распределение капитальных расходов: при выборе инфраструктурных проектов отдавать приоритет тем, чья внутренняя норма доходности (IRR) превышает 12 %, а оценка социально-экономической эффективности закрывает долгосрочные расходы на обслуживание долга1.

  3. Сократить субсидии энергоносителям и перенаправить высвободившиеся средства на модернизацию коммунальной инфраструктуры и развитие «зелёной» энергетики, что позволит снизить бюджетные риски среднего срока и улучшить экологическую ситуацию.

  4. Повысить прозрачность фискальных операций через ускоренное внедрение международных стандартов бюджетного учёта и расширение практики публикации «открытых данных» о расходах региональных властей. Это поможет снизить риски «необъявленных» обязательств и улучшит доверие инвесторов к российскому рынку гособлигаций.

В совокупности эти меры призваны снизить дефицит бюджета до 4–5 % ВВП к концу 2026 года и удержать соотношение госдолга к ВВП на уровне не выше 25 % в среднесрочной перспективе. Это важно для сохранения текущих рейтинговых оценок от агентств Moody’s, S&P и Fitch, а также для обеспечения доступа к внешним заимствованиям на приемлемых условиях.

Структурные реформы: выбирать новые драйверы роста, а не ждать, когда подорожает нефть

Экономика Казахстана по-прежнему избыточно зависит от продаж углеводородов: нефтегазовый сектор даёт порядка 20 % ВВП и более 50 % валютных поступлений. МВФ рекомендует не терять времени, а сразу переключаться на менее сырьевые источники:

  1. Развитие обрабатывающей промышленности за счёт налоговых льгот и субсидий по кредитам.
    Машиностроение, пищевая и химическая отрасли создают большую добавленную стоимость, чем экспорт сырья. Для ускорения их роста нужны налоговые каникулы, программы субсидирования займов и «зелёные» технические регламенты, позволяющие выпускать конкурентоспособную продукцию.

  2. Поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ) через упрощение регистрации и расширение доступа к микрокредитам.
    Эксперты Фонда отмечают, что именно «маленькие» бизнесы становятся локом «драйверов» роста в кризис. Им следует облегчить бюрократию (внедрить «единую точку входа» для регистрации) и развивать гарантированные фонды, которые снижают риски банковского кредитования стартапов.

  3. Инвестировать в «зелёную» трансформацию и цифровую экономику.
    Казахстану пора активнее внедрять возобновляемые источники энергии и стимулировать энергоэффективность в промышленности. Одновременно надо ускорить реализацию национальной платёжной системы «Bасқағыл» и поддерживать FinTech-проекты, чтобы снизить издержки бизнеса и расширить финансовую доступность за пределами столицы.

Улучшение институтов: борьба с коррупцией и повышение качества госуправления

Есть деньги — но из-за слабых институтов они «утекают» в никуда. МВФ подчёркивает, что для устойчивого роста Казахстану необходимы прозрачные и эффективные государственные структуры:

  1. Расширить практику электронных госзакупок и «открытых данных».
    Когда любой гражданин может онлайн проверить контракт по госзакупкам, у чиновников нет прежней свободы создавать «откатные» схемы. Это снижает коррупционные риски и экономит бюджет.

  2. Оптимизировать численность управленческого аппарата, ориентируясь на KPI.
    «Скамейка» чиновников оказалась раздутой: чтобы не тратить деньги попусту, нужно сократить неэффективные должности и одновременно внедрить динамичную систему оценки работы по ключевым показателям (увеличение доходов, качество услуг, скорость принятия решений).

  3. Усилить кадровое развитие через программы с международными донорами и ведущими вузами.
    Завозить «закордонных» экспертов — дорого и редко эффективно. Лучше готовить собственных специалистов в области цифровизации, финансового анализа и антикоррупционных практик, сотрудничая с университетами и организациями ООН или ЕБРР.

Социальная сфера: не допустить «обострения» после ужесточения

Рекомендации МВФ неизбежно несут в себе повышенную нагрузку на население: ужесточение ставок и снижение государственных дотаций сразу «ударяют» по кошелькам. Чтобы избежать социальной нестабильности, Фонд предлагает:

  1. Параллельно с ужесточением денежно-кредитной и фискальной политики усилить таргетированные социальные трансферты.
    Например, расширить программы адресной поддержки малоимущих семей и пенсионеров, одновременно сохранив льготную ставку НДС (8 %) на базовые продукты питания и лекарственные препараты.

  2. Развивать программы субсидирования аренды жилья и льготного кредитования при рождении ребёнка.
    Это компенсирует резкое удорожание ипотеки и частично сгладит последствия инфляции для семей с детьми.

  3. Своевременно информировать население о причинах изменений и механизмах поддержки.
    Чёткая коммуникация о том, что «болезненные» меры носят временный, но необходимый характер, снизит количество паникующих обращений и протестных настроений.

Если подытожить рекомендации МВФ, то их можно свести к следующему:

  • Денежная политика: сохранять базовую ставку на высоком уровне до снижения инфляции к 4–6 %.

  • Бюджет: сдерживать рост расходов, оптимизировать капитальные проекты, сокращать энергодотации, повышать прозрачность.

  • Экономика: смещать акцент с нефти на обрабатывающий сектор, поддерживать МСБ, инвестировать в «зелёную» энергетику и цифровизацию.

  • Институты: развивать e-procurement, сокращать неэффективные управленческие звенья, обучать специалистов и усиливать антикоррупционные меры.

  • Социальная политика: параллельно с ужесточением проводить целевые трансферты и расширять льготы для уязвимых групп.

Следование именно этому набору рекомендаций позволит Казахстану не только укротить текущие макроэкономические риски (инфляцию и дефицит), но и заложить основу для более устойчивого, диверсифицированного и инклюзивного роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Список литературы

Footnotes

  1. Международный валютный фонд. «Миссия МВФ завершает визит в Казахстан». 29 мая 2025 г. (заключительное заявление г-на Али Аль-Эйда по итогам миссии 15–23 мая 2025). Доступ: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2025/05/28/pr-25164-kazakhstan-imf-staff-concludes-visit (дата обращения: 02.06.2025).

  2. Elordainfo.kz. «Прогноз по инфляции в Казахстане дал Международный валютный фонд». 30 мая 2025 года. Доступ: https://www.ru.elordainfo.kz/ekonomika-ru/inflyaciya-na-urovne-10-5-v-2025-godu-missiya-mvf-zavershaet-vizit-v-kazahstan (дата обращения: 02.06.2025).

Теги: КазахстанМВФпресс-релиз
Предыдущий пост

Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

Следующий пост

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Редакция сайта Ekonomist.kz

Редакция сайта Ekonomist.kz

Редактор сайта Ekonomist.kz

Статьи по теме

Ekonomist - Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

03.06.2025
Ekonomist - 20 % населения без базовых услуг: как урбанизация создаёт новые очаги уязвимости в столицах ЦА»

Урбанизация в Центральной Азии: 20% населения без базовых услуг

04.07.2025
Ekonomist - Между городом и селом: социальные неравенства в Центральной Азии

Разрыв между городом и селом — общий вызов для стран Центральной Азии

31.05.2025
Ekonomist - Инвестиции в людей: что показывает индекс человеческого капитала в ЦА

Человеческий капитал в Центральной Азии: 5 лет без прогресса

02.06.2025
Ekonomist - Когда креатив — это 2,7 % от доли ВВП: развитие креативной индустрии в Казахстане

Креативная экономика в Казахстане: IT, кино и музыка

26.05.2025
Ekonomist - Кому идут деньги государства: как работают субсидии в Казахстане?

Кому идут деньги государства: как работают субсидии в Казахстане?

23.05.2025
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Finflow привлек $500,000 от инвесторов из США и Казахстана

Впервые американский венчурный фонд инвестировал в казахстанский стартап в сфере Fintech

19.07.2025
Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.