Центральная Азия — регион с пятью странами (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан), который становится ареной геоэкономического соперничества между Китаем, Россией и Западом (ЕС, США и международные организации).
Исторические связи и транспортные сети связывают регион с Россией, однако за последние десятилетия стремительный рост торговли и инвестиций со стороны Китая существенно изменил расклад сил. При этом западные страны и институты продолжают играть значимую роль – например, ЕС стал ключевым рынком для экспорта энергоресурсов Казахстана, а международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, АБР) финансируют важные реформы и проекты развития. В таких условиях государства Центральной Азии проводят гибкую политику, стараясь извлечь экономическую выгоду из сотрудничества с каждым партнером и не допустить чрезмерной зависимости от кого-либо одного [1].
Торговля: треугольник влияния
За последние два десятилетия Китай превратился в одного из крупнейших торговых партнёров региона.
В 2022 году товарооборот между Центральной Азией и Китаем достиг около $50 млрд, что сопоставимо или даже превышает торговлю с Россией ($42 млрд) и ЕС ($40 млрд).
Казахстан экспортирует в основном нефть и металлы (35% экспорта — ЕС, 14% — Китай, 9% — Россия), а импортирует главным образом из России (28,5%) и Китая (27,9%) [3]. Узбекистан имеет более сбалансированную структуру торговли: в 2024 году 15% экспорта приходилось на Россию, 12% — на Китай, а значительная часть экспорта (25%) направляется в Швейцарию (золото) [4]. Кыргызстан и Таджикистан сильно зависят от Китая по импорту: более 50% импорта Кыргызстана и около 32% импорта Таджикистана поступают из КНР [5][6].
При этом основными покупателями их экспорта остаются Казахстан, Россия и западные рынки (в частности, Швейцария и Великобритания за счёт экспорта золота) [5][6]. Туркменистан уникален тем, что более 66% его экспорта составляет природный газ в Китай, сделав Пекин практически монополистом туркменского экспорта [7].
График 1. Динамика товарооборота стран Центральной Азии с Китаем, Россией и ЕС, 2010–2023 гг.
Источник: торговая статистика стран региона.
Таблица 1. Зависимость стран Центральной Азии от трёх внешних центров по товарообороту (2023 г.)
Страна | Китай (% товарооборота) | Россия (%) | ЕС (%) |
---|---|---|---|
Казахстан | ~20% | ~17% | ~27% |
Узбекистан | ~16% | ~19% | ~6% |
Кыргызстан | ~23% | ~18% | ~1% |
Таджикистан | ~26% | ~18% | ~4% |
Туркменистан | ~54% | ~5% | ~4% |
Прямые инвестиции: западные нефтедоллары и китайские кредиты
- Казахстан остаётся крупнейшим получателем ПИИ в регионе — свыше $370 млрд с 1991 года, из которых более 50% поступило из ЕС и около 15% — из США [8]. Доля Китая в инвестициях Казахстана пока ограничена (~5%), а России — около 5–10% [8].
- Узбекистан исторически привлекал инвестиции из Китая и России (по ~17% каждая), но после реформ 2017 года стал диверсифицировать источники капитала: в 2023 году зафиксирован рекордный приток ПИИ ($8,1 млрд) от ЕС, Турции и других стран [9].
- Кыргызстан и Таджикистан в основном зависят от китайских кредитов: Китай финансировал дороги, ТЭЦ и горнорудные проекты, что сделало его крупнейшим кредитором в этих странах (~40% внешнего долга Кыргызстана и ~35% долга Таджикистана) [5][6].
- В Туркменистане китайские компании инвестируют в газовую отрасль, включая разработку месторождений и строительство трубопроводов [7].
График 2. Структура ПИИ в Казахстан по странам-источникам, накопленным с 1991 по 2023 гг.
Таблица 2. Крупнейшие инвестиционные проекты Китая и России в Центральной Азии (выборочно)
Проект | Страна | Инвестор | Объём ($ млн) |
---|---|---|---|
Газопровод Средняя Азия – Китай | Туркменистан | CNPC | >7,000 |
Нефтепровод Атасу – Алашанькоу | Казахстан | CNPC | 700 |
Ангрен – Пап (ж/д и тоннель) | Узбекистан | China Railway Group | 455 |
Кумтор (золоторудное месторождение) | Кыргызстан | Centerra Gold | >1,000 |
Рогунская ГЭС (строительство) | Таджикистан | Госинвестпроекты | ~4,000 |
Энергетика и инфраструктура: конкуренция маршрутов
Инфраструктура – еще одна арена геоэкономического соперничества. После запуска Китаем инициативы «Пояс и путь» (BRI) в 2013 г. Центральная Азия стала одним из первых регионов ее реализации. Под лозунгом возрождения Шёлкового пути Китай профинансировал строительство транспортных коридоров, логистических центров и промышленных объектов по всему региону.
Примеры крупных BRI-проектов:
- сухой порт Хоргос на казахско-китайской границе (узловой пункт маршрута Китай – Европа),
- автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай» (через Казахстан),
- железная дорога Ангрен – Пап в Узбекистане (с важным тоннелем, построенным China Railway Tunnel Group),
- реконструкция дорог Сарыташ – Иркештам в Кыргызстане и Душанбе – Худжанд в Таджикистане на китайские кредиты.
Согласно оценкам, с начала BRI Китай инвестировал и выделил кредитов на сумму свыше $30 млрд в инфраструктуру пяти центральноазиатских стран[5][10].
Россия продвигает собственную интеграционную повестку через Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который входят Казахстан и Кыргызстан (а Узбекистан участвует как наблюдатель с 2020 г.) ЕАЭС подразумевает общий рынок и согласованное развитие транспортной инфраструктуры между государствами-членами под эгидой Москвы. Некоторые проекты получили поддержку Евразийского фонда развития (например, модернизация дорог в Таджикистане финансировалась Евразийским банком развития). Однако масштаб и ресурсы, которые Россия может выделить, несопоставимы с китайскими. Более того, с 2022 г. российские возможности ограничены санкциями. Тем не менее, интеграция в ЕАЭС облегчает логистику для участников: так, в Казахстане и Кыргызстане снижаются барьеры для торговли с РФ и доступ к российским транспортным узлам, что частично компенсирует вложения Китая[6].
Западные страны и международные организации стремятся подключить Центральную Азию к альтернативным мировым цепочкам поставок. ЕС реализует стратегию «Global Gateway», предлагая инвестиции в качественную инфраструктуру и цифровизацию как альтернативу китайским кредитам.
В 2022 г. ЕС учредил региональный Инвестиционный фонд для Центральной Азии (EFCA) в размере €300 млн, нацеленный на проекты «зеленой» энергетики, транспортных коридоров через Каспий и модернизации КПП.
Особый интерес Запада – поддержка Транскаспийского международного транспортного маршрута (из Китая через Казахстан, Каспий, Кавказ – в Европу), также известного как «Срединный коридор». После начала войны в Украине и ограничения транзита через Россию, значение этого пути возросло: грузопоток по Срединному коридору увеличился на 80% в 2022 г. (по данным TRACECA). ЕС и США помогают решать «узкие места» – модернизировать порты Актау (Казахстан) и Туркменбаши (Туркменистан), улучшать железнодорожное сообщение с Азербайджаном. Параллельно, как упоминалось, США и международные финансовые институты финансируют энергетический коридор CASA-1000, а также проекты по управлению водными ресурсами, чтобы связать Центральную Азию с Южной (Афганистаном и Пакистаном) без участия России и Китая.[10]
Таким образом, Центральная Азия превратилась в пересечение инфраструктурных инициатив нескольких блоков. Китайский «Пояс и путь» обеспечил регион модернизированными дорогами и новым оборудованием, усилив его связность с Китаем и сокращая время доставки грузов в Европу. Российский ЕАЭС поддерживает сохранение транзитной роли России и углубление внутренних связей на постсоветском пространстве. Западные игроки продвигают коридоры, минующие геополитических конкурентов, и вкладываются в проекты устойчивого развития. Странам Центральной Азии приходится лавировать: они участвуют во всех возможных форматах сотрудничества, стараясь привлечь максимум ресурсов. Ниже приведено сравнение их участия в ключевых международных объединениях и проектах:
Страна | Евразийский экономический союз (ЕАЭС) | ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) | «Пояс и путь» (китайские проекты) | ВТО (статус членства) |
---|---|---|---|---|
Казахстан | Член (с 2015) | Член-основатель (2001) | Да (автомагистраль, порт Хоргос и др.) | Член (с 2015) |
Узбекистан | Наблюдатель (с 2020) | Член (с 2001) | Да (ж/д Ангрен–Пап, планируемая ККУ* и др.) | В процессе вступления |
Кыргызстан | Член (с 2015) | Член-основатель (2001) | Да (дороги, планируемая ККУ) | Член (с 1998) |
Таджикистан | Нет (обсуждается) | Член-основатель (2001) | Да (дороги, ЛЭП, предприятия) | Член (с 2013) |
Туркменистан | Нет (нейтралитет) | Нет (лишь гостевой статус) | Частично (газопровод в Китай) | Заявка подана (2022)
|
*ККУ – проект железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, строящейся с 2022 г.
Из таблицы видно, что Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан полноценно участвуют как в китайских, так и в российских интеграционных структурах (ШОС, ЕАЭС). Узбекистан избрал более осторожный подход: не вступая в ЕАЭС, он тем не менее стал наблюдателем и одновременно активно сотрудничает с Китаем и Западом. Туркменистан сохраняет политику постоянного нейтралитета – не присоединился ни к одному блоку, хотя использует выгоды BRI и сотрудничает с соседями точечно. Что касается глобальной системы торговли, то четыре республики уже являются членами Всемирной торговой организации, тогда как Узбекистан и Туркменистан только вступают в ВТО, что отражает разный уровень их интеграции в мировую экономику.
Геоэкономическая стратегия стран Центральной Азии основана на принципе многовекторности. Китай сегодня лидирует по торговле и инфраструктурным инвестициям, Россия — по историческим и миграционным связям, а ЕС и США выступают как источники капиталов, стандартов и технологий [1][2][3][5][10]. Регион продолжит балансировать, пытаясь минимизировать риски зависимости и максимизировать выгоды от конкуренции глобальных игроков.
Источники:
-
Asian Development Bank. Asian Development Outlook 2024.
-
Kazakhstan National Statistics Bureau. External Trade Report 2023.
-
Uzbekistan State Statistics Committee. Foreign Trade Indicators 2023.
-
Kyrgyz Republic National Statistics Committee. Foreign Trade Report 2023.
-
World Bank. Central Asia Regional Update, 2023.
-
Tajikistan State Statistical Agency. External Trade Data 2023.
-
Turkmenistan State Committee on Statistics. Export-Import Report 2023.
-
National Bank of Kazakhstan. Foreign Direct Investment 2023.
-
EBRD. Investment Climate Report, Uzbekistan 2023.
-
European Commission. Global Gateway: Central Asia Factsheet, 2024.
Social Media