Авиасообщение в Центральной Азии в последние годы демонстрирует уверенный рост, став важным индикатором восстановления экономики и усиления региональной связанности. С 2021 по 2023 годы объемы как пассажирских, так и грузовых авиаперевозок в странах региона — Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане — увеличились, а правительства активно инвестируют в инфраструктуру и создают условия для прихода новых авиакомпаний.
Авиасектор играет ключевую роль в продвижении интеграции региона в глобальную экономику. Он поддерживает развитие туризма, торговли, образовательных обменов и трудовой миграции. Более того, устойчивый рост числа авиарейсов внутри региона может стать инструментом углубления центральноазиатской кооперации.
Пассажирские перевозки: восстановление и рост
После сильного падения в 2020 году, вызванного пандемией COVID-19, авиационная отрасль региона начала активное восстановление. В 2023 году аэропорты Казахстана обслужили 26 млн пассажиров, Узбекистана — около 10 млн, Кыргызстана — 5,6 млн, Таджикистана — 3,4 млн, Туркменистана — около 2 млн [1][2][3][4].
Таблица 1. Пассажиропоток через аэропорты стран Центральной Азии, млн человек (2021–2023 гг.):
Наиболее быстрый относительный рост показал Таджикистан, почти удвоив пассажиропоток за два года. Казахстан остаётся абсолютным лидером в регионе.
Данный рост связан не только с восстановлением туризма и деловой активности, но и с растущим спросом на трудовую миграцию. Также стоит отметить расширение прямых международных маршрутов, особенно в страны Персидского залива, Юго-Восточной Азии и Европу.
Внутренние и международные рейсы стран ЦА
Страны региона отличаются по структуре спроса на авиаперевозки. В Казахстане и Туркменистане большая часть рейсов — внутренние, в то время как в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане преобладают международные направления.
Таблица 2. Доля внутренних и международных авиаперевозок в ЦА, в %
Источник; расчёты Ekonomist по данным авиационных властей, аэропортов и СМИ (Spot.uz, Tazabek, Interfax, Uzbekistan Airports). Данные являются ориентировочными и отражают соотношение пассажиропотока по направлениям.
Внутренние перелеты в Узбекистане в 2023 году составили лишь 18% от общего пассажиропотока [3]
Международные рейсы в Кыргызстане и Таджикистане в основном направлены в Россию, что связано с трудовой миграцией. В Кыргызстане в 2023 году более 58% всех пассажиров перевезли иностранные авиакомпании.
- Однако с 2022 года наблюдается диверсификация направлений — появляются рейсы в Индию, Турцию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Южную Корею и Китай.
- Кроме того, возобновляется и расширяется внутрирегиональное сообщение: Бишкек – Ташкент, Алматы – Душанбе, Ташкент – Худжанд и т.д.
Грузовые авиаперевозки: потенциал роста
Грузовой сектор также демонстрирует рост, хотя и менее впечатляющий по абсолютным показателям. Казахстан и Узбекистан — лидеры по объему грузоперевозок.
Таблица 3* – Оценочные объемы авиагрузоперевозок по странам, тыс. тонн
Страна | 2023 (оценка), тыс. тонн |
Казахстан | 92,6 |
Узбекистан | ~71 |
Кыргызстан | ~37 |
Таджикистан | ~10 |
Туркменистан | н/д |
*Примечание: данные являются оценочными и основаны на открытых источниках, включая отчёты аэропортов, авиакомпаний и публикации в СМИ. Для Туркменистана официальные цифры не доступны.»
В Узбекистане работает специализированный карго-перевозчик My Freighter, Казахстан развивает Air Astana Cargo. Аэропорт Навои в Узбекистане и аэропорт Манас в Кыргызстане претендуют на статус региональных хабов. Манас уже используется как перевалочный пункт для карго между Китаем, Индией и СНГ.
С учётом географического положения, регион может развивать логистику в рамках инициативы «Один пояс, один путь», соединяя Китай с Европой через воздушные коридоры.
Развитие авиакомпаний
- Казахстан: Air Astana (фулл-сервис), FlyArystan (лоукостер), SCAT (чартеры и регулярка). Казахстан занимает лидирующую позицию в регионе по качеству сервиса и масштабам.
- Узбекистан: Uzbekistan Airways, Silk Avia, Qanot Sharq, Panorama Airways. Развивается модель открытого неба. Ожидается запуск нового лоукостера с участием Wizz Air.
- Кыргызстан: Avia Traffic и Air Manas сталкиваются с ограничениями на вход в ЕС, но остаются активными в России и Турции.
- Таджикистан: Somon Air практически без конкуренции. Местный рынок закрыт для иностранных и бюджетных перевозчиков.
- Туркменистан: Turkmenistan Airlines остаётся единственным игроком. Возобновляются рейсы в Индию, Китай, Таиланд и другие направления.
Важно отметить, что расширение флота авиакомпаний идёт быстрыми темпами. Только в Казахстане в 2023 году было получено 10 новых самолётов Airbus и Embraer. Uzbekistan Airways также обновляет парк, включая Boeing 787 и Airbus A321neo.
Инвестиции в инфраструктуру
Развитие инфраструктуры идёт во всех странах. Казахстан построил новый терминал в Алматы (TAV Airports, $360 млн), модернизирует аэропорты Шымкента и Кызылорды. В Узбекистане реализован проект ГЧП в Самарканде, планируется аэропорт «Ташкент-Восточный» ($2 млрд). Кыргызстан строит новый терминал в Оше, реконструирует региональные ВПП и усиливает аэронавигационные службы [5][6][7].
Международные хабы Казахстана – Алматы и Астана – в 2023 г. обслужили ~9,5 млн и ~6 млн пассажиров соответственно. Аэропорт Алматы стал крупнейшим по пассажиропотоку в Центральной Азии, пропустив 11,4 млн человек в 2024 г. (на 78% больше, чем в 2019 г.).При этом примечательно, что самым загруженным международным аэропортом региона является Ташкент, опередивший Алматы по числу иностранных пассажиров [11].
В Таджикистане и Туркменистане инвестиции более скромны, но также наблюдаются подвижки:
- Душанбе реконструирует перрон,
- в Ашхабаде ведутся переговоры о поставке новых Boeing и модернизации наземной инфраструктуры.
Лоукостеры
За последние три года в регионе наблюдается активное развитие бюджетных авиакомпаний — как дочерних подразделений крупных перевозчиков, так и независимых игроков.
- В Казахстане FlyArystan, дочерний лоукостер Air Astana, увеличил парк до 15 самолётов и обслужил свыше 5 млн пассажиров в 2023 году. Средняя цена билета на внутренних рейсах FlyArystan была на 30–40% ниже, чем у традиционных перевозчиков.
- В Узбекистане ожидался запуск лоукостера в сотрудничестве с венгерской Wizz Air, однако проект пока в стадии подготовки. Тем не менее, внутренние перевозки Silk Avia и Humo Air уже создают ценовую конкуренцию на рынке.
«Развитие лоукостеров не только увеличивает мобильность, но и усиливает региональную интеграцию – особенно между приграничными городами Центральной Азии» — отчёт ADB по Центральной Азии, 2024 [10]
Общая картина и перспективы
Правительства всех пяти стран Центральной Азии признают стратегическое значение авиации для экономического роста, торговли и туризма. Объёмы инвестиций в отрасль исчисляются сотнями миллионов долларов:
В модернизацию аэропорта Алматы заложено ~$850 млн до 2037 г. [12], в новые аэропорты Узбекистана – порядка $2–3 млрд.
Эти вложения уже дают результат: пропускная способность аэропортов выросла, регион привлекает новые авиалинии, а Центральная Азия становится всё более связанной с мировыми авиационными маршрутами. Впереди ещё немало задач – от либерализации законодательства до подготовки кадров – но тренд последних лет однозначно позитивный. Авиарейсы в Центральной Азии переживают настоящее возрождение, открывая для миллионов людей новые возможности передвижения и сотрудничества.
В перспективе до 2030 года Центральная Азия может:
— сформировать общий рынок авиаперевозок внутри региона;
— увеличить транзит между Китаем и Европой по воздуху;
— внедрить единую цифровую платформу для продаж и логистики.
Все эти изменения требуют политической воли, гармонизации авиационного регулирования и стратегического партнёрства с международными институтами. «Авиация — это не просто транспорт, это вектор развития интеграции и доверия между странами региона» — отчёт ADB по Центральной Азии, 2024 [10]
Источники:
[1] Interfax News. Kazakhstan’s airports boost passenger traffic 23% in 2023. 6 февраля 2024.
[2] Asia24. В 2023 году аэропорты Узбекистана обслужили рекордное число пассажиров. 2 января 2024.
[3] Spot.uz. Пассажиропоток аэропортов Узбекистана увеличился на 30%. 15 января 2025.
[4] Trend.az. Tajikistan shares data on international passenger traffic. 1 февраля 2023.
[5] Asian Aviation. Samarkand Int’l recognised as fastest-growing airport in 2024. 25 февраля 2025.
[6] The Astana Times. Kazakhstan’s Airlines Transport Record 13 Million Passengers in 2023. 28 декабря 2023.
[7] 24.kg. Sadyr Japarov gives start to construction of new terminal at Osh airport. 14 февраля 2025.
[8] Tazabek.kg. 58% пассажиров обслужены иностранными авиакомпаниями в Кыргызстане. Январь 2024.
[9] Uzbekistan Airports. Модернизация аэропорта Алматы до 2037 года – $850 млн. Апрель 2023.
[10] ADB. Aviation Connectivity in Central Asia: Regional Integration and the Role of Low-Cost Carriers. 2024.
[11] IATA Economics. “Central Asia leads the growth in traffic in Asia” (Chart of the Week). (30 Aug 2024) – В I полугодии 2024 г. пассажиропоток Таджикистана и Узбекистана >180% от уровня 2019 г.; все страны ЦА (кроме Туркменистана) увеличили число прямых рейсов сравнительно с 2019 г
[12] Uzbekistan Airports. Модернизация аэропорта Алматы до 2037 года – $850 млн. Апрель 2023.
Social Media