Средний бизнес – тонкий, но наиболее продуктивный слой экономики любого государства. Он удовлетворяет множеству требований самых разнообразных стейкхолдеров. От него ждут технологического развития, создания рабочих мест, высокой производительности и растущей экспортной выручки. И в отличие от малого и крупного бизнесов средний способен оправдать все эти ожидания.
Не так давно состоянием казахстанского среднего бизнеса озаботились в Акорде. Пока сложно говорить, насколько эта озабоченность серьезна, но то, что развитию средбизнеса необходимо уделять отдельное внимание – очевидно.
В конце 2019 года команда авторов журнала Expert Kazakhstan подготовила специальный доклад о состоянии среднего бизнеса страны. В этом материале предлагается концентрированная версия отчета по основным выводам этого доклада.
Миф о среднем бизнесе
Когда чиновники докладывают об успехах МСБ, они лукавят. Наиболее часто используемая ими статистика МСБ – доля производства малых и средних компаний в ВВП (или точнее – в валовой добавленной стоимости – ВДС). Однако этот показатель учитывает все предприятия, в том числе и те, что бизнесом – деятельностью, направленной на получение прибыли – не являются. Доля государственных предприятий и компаний с государственным участием в зависимости от группы предприятий по размерности может достигать половины.
Больше всего не повезло т.н. среднему бизнесу, поскольку в структуре средних предприятий государства больше всего – 54%. Из 6490 зарегистрированных средних предприятий государственными являются 3407, и еще в 107 компаниях государство участвует как акционер или учредитель. Одно из средних предприятий, учтенных в бизнес-регистре – ГУ “Министерство здравоохранения РК”. Частных средних компаний 46% от общего числа, в том числе строго казахстанских (без иностранных учредителей) – всего 38%. С 2015 по 2018 годы их число сократилось вдвое – с 5539 до 2481.
Крепкий середняк – богатая страна
В чем ценность среднего бизнеса для экономики страны? Стандартное определение средбизнеса в международных отчетах – “локомотив роста”. Средние компании настроены на рост и поддержание прибыльности, при этом они создают спрос на рабочие места для квалифицированных и высококвалифицированных сотрудников. Практика развитых стран показывает, что средний бизнес в зависимости от конфигурации экономики и налогового режима может достигать 9-процентной доли в общем количестве предприятий и генерирует от 10 до 27% ВВП. По опыту стран ОЭСР обнаруживается положительная зависимость между весом среднего бизнеса в ВВП и уровнем дохода на душу населения.
Для переходных экономик развитие средних компаний должно быть связано с целями индустриализации. Казахстанские данные свидетельствуют, что средний бизнес в большей степени, чем малый и крупный, вовлечен в этот процесс. В отраслевой структуре действующих средних компаний выделяются обрабатывающая промышленность составляет 18% (в структуре малых — 6%), сельского хозяйства – 11% (малых — 5%), транспортно-логистического сектора – 6% (малых — 4%). Общий вес приоритетных с точки зрения целей казахстанской индустриализации секторов у средних компаний превышает 42%.
В последнее десятилетие доля среднего предпринимательства в абсолютных и относительных величинах сократилась. Главная причина – не девальвации и кризисы, а изменения в законодательстве. Предпринимательский кодекс, принятый в 2015 году, изменил стандарт учета бизнеса для целей статистики – нижний порог средних компаний был поднят с отметки 51 занятый (по среднесписочной численности предприятия) на 101, при этом верхняя граница осталась там же – 249 занятых.
В итоге за один 2015 год средбизнес потерял 36% количественного состава действующих компаний (в 2018 году это 6490 предприятий), в два раза просел по доле в ВВП (на 2018 год она составляет 5,8%) и на треть по количеству занятых (2018 – 365 тыс. человек; 4% занятых в стране).
Поскольку после поправок в законодательство для целей статистики не применялся критерий оборота предприятия, в группу малого бизнеса попали филиалы и представительства иностранных компаний, а также компактные управляющие структуры отечественных компаний. Это позволило за два года (2013-2015) нарастить вес МСБ в ВВП на 8 п.п. – с 17% до 25%. Манипуляция со статистикой приблизила казахстанских чиновников к выполнению задачи стратегии «Казахстан-2050» по доле МСБ в ВВП на уровне 50%.
Субъект госполитики?
Казахстанские власти долгое время не воспринимали средние компании как нечто особое, как объект, требующий дифференцированного подхода. Если речь заходила о бизнесе, власти как мантру повторяли словосочетание «малый и средний бизнес”, куда, строго говоря, входит 4 группы: микро- (до 15 занятых), малый (от 16 до 100) и средний бизнес (101-249). У всех четырех разные приоритеты, цели и задачи, поэтому не может быть общих инструментов развития. Фактически наблюдался перекос госполитики в сторону микро- и малого бизнеса, а средний оставался за бортом.
Усилиями экспертов и неравнодушных чиновников ситуация начала меняться. В последний год о среднем бизнесе стали по крайней мере чаще говорить. Среди многочисленных высказываний, которые президент РК Касым-Жомарт Токаев сделал в первые полгода своего правления, нашлись и те, которые касались среднего бизнеса.
“Предстоит решительно повысить эффективность господдержки компаний, работающих на экспорт, – заявил президент в послании-2019. – Я говорю, прежде всего, о среднем бизнесе. Между тем, у нас отсутствуют действенные меры государственной поддержки именно этого сегмента предпринимателей. Прежде всего, в области сбыта продукции. Нужно поддержать наш МСБ. Поручаю правительству в рамках Госпрограммы индустриально-инновационного развития разработать комплекс мер по поддержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование”.
В октябре 2019 года на совещании по экономическим вопросам Токаев заявил: “Средний бизнес должен стать драйвером диверсификации экономики”. Однако с тех пор не было опубликовано никаких проектов, призванных сделать средбизнес “драйвером диверсификации экономики”, усилить его технологическую направленность, повысить производительность.
Некоторые проекты, ориентированные на средний бизнес в Казахстане уже работают. Яркий пример – программа, реализуемая институтами НУХ “Байтерек” “Лидеры конкурентоспособности – Национальные чемпионы”. Смысл программы, которую начинал будучи главой “Байтерека” Куандык Бишимбаев в 2015 году, в индивидуальной поддержке наиболее перспективных средних и крупных компаний страны в обрабатывающей промышленности. Государственное финансирование (льготное кредитование, экспортное и предэкспортное кредитование, страхование экспорта) было призвано усилить позиции компаний-участниц программы на местном рынке и обеспечить им выход на экспорт.
Международный опыт поддержки среднего бизнеса крайне скуп. Во многих странах поддерживают группы компаний в целом: либо МСБ (с тем же, что и у нас упором на малый бизнес и стартапы), либо обрабатывающую промышленность, либо экспортеров. Специфические меры в отношении среднего бизнеса применяются в Великобритании. Британская налогово-таможенная служба (HM Revenue and Custom — HMRC) в течение 4 лет исследовала проблемы роста средних компаний, и к 2014 году в структуре HMRC создали команду среднего бизнеса, которая должна была консультировать средние компании о распространяющихся на них методах поддержки (в том числе льгот), а также продвигать инициативы бизнеса в сфере налогового администрирования, передавать вверх на рассмотрения предложения компаний относительно новых льгот.
Обратим внимание на два момента из британского опыта. Во-первых, никаких новых инструментов поддержки под средний бизнес не создавали, а попробовали сориентировать на предпринимателей все то, что уже имеется в арсенале правительства. Во-вторых, налоговая служба выступила в качестве консультанта и партнера бизнеса. И то, и другое в наших условиях представить сложно.
В Казахстане отношения между бизнесом и налоговиками скорее антагонистические. Поэтому механически воспроизводить британский опыт бессмысленно.
Какие меры пойдут на пользу казахстанскому среднему бизнесу?
Чистая статистика + экспортная дисциплина
Рекомендации для выстраивания государственной политики в отношении среднего бизнеса основываются на нескольких общих принципах.
Первый их них – развитие средбизнеса как наиболее производительной части экономики необходимо увязывать с национальной промышленной политикой. А ее приоритетами являются повышение производительности труда, технологической сложности и номенклатуры продукции, ориентированной на экспорт.
Второй принцип – развитие среднего бизнеса не должно быть самоцелью, важны именно позитивные эффекты, которые он создает, соответственно пул индикаторов эффективности должен включать объем налоговых отчислений, динамику занятости на предприятии. При этом данные показатели должны быть вторичны по отношению к производственным.
Поскольку официальные данные, которые использует государственный и квазигосударственный сектор не вполне корректен, для повышения качества стратегий в отношении среднего бизнеса, следует создать отдельную базу частных средних компаний, очищенную от госпредприятий и компаний-монополистов. В итоге отсеется пул средних частных компаний с высоким потенциалом развития.
Аналитическое сопровождение состояния предпринимательского сектора в целом и среднего бизнеса в частности должны обеспечивать не только государственные и квазигосударственные структуры, но и экономические вузы. Это позволит избежать тенденциозных интерпретаций, которые часто дают структуры, подчиняющиеся госорганам. Кроме того, университеты будут располагать информацией о реальном состоянии рынка труда и компетенций в секторах и корректировать свои учебные программы.
Финансовые меры поддержки должны применяться лишь при условии повышения производительности, технологической сложности. Когда речь идет о торгуемых секторах, должно непременно включаться еще одно условие – увеличение объемов отгрузки продукции на внешние рынки (т.н. экспортная дисциплина). Необходимо широко распространить практику грантов на приобретение нового оборудования или обучение – это наиболее комфортные для бизнеса виды господдержки. Ключевой момент в финансовой господдержке – условия программ необходимо зафиксировать на средне- и долгосрочную перспективу (3-10 лет). Частая смена правил дезориентирует бизнес.
Из нефинансовых наиболее важными видятся меры временной оптимизации налоговой нагрузки. Эта болезненная с точки зрения налоговых органов мера вполне осуществима, если налоговики пересмотрят подходы к своей работе и займутся не борьбой против бизнеса, а поддержкой средних частных компаний в режиме консультантов. Однако для полноценного запуска такого механизма потребуются серьезные политические и институциональные реформы, а также годы восстановления доверия между предпринимателями и налоговыми органами.
Social Media