Подписанное 15 января 2020 года между США и КНР торговое соглашение является первой частью сделки между двумя крупнейшими экономиками мира. Основная цель первой фазы – снижение напряженности и передышка в торговой войне, идущей с 2018 года. Значение этого соглашения столь же велико, сколь велики опасения относительно перспектив его исполнения.
Потери в торговой войне
Потери обеих сторон в этом конфликте существенны. Только за 2019 год товарооборот между странами сократился на 14,6%, составив 541 млрд долларов. Китайский экспорт в США уменьшился на 12,5% – до 419 млрд, а импорт американской продукции упал на 20,9%, до 123 млрд. Напрашивается вывод, что американские экспортеры от торговой войны понесли большие убытки, чем китайские компании. США не смогли и значительно сократить отрицательное сальдо в торговле с Китаем: дефицит снизился всего на 8,6%.
Президент США и инициатор торговой войны Дональд Трамп не смог достичь заявленной им цели – стимулировать активность в американской промышленности. По данным ФРС США, в тех секторах обрабатывающей промышленности, которые получили наибольшую поддержку благодаря росту импортных тарифов, положительный эффект от более высоких таможенных барьеров был компенсирован негативными последствиями роста затрат на ресурсы и ответными тарифами КНР. Повышение импортных пошлин на китайские товары привело к росту себестоимости и производственной инфляции.
Китай также понес значимые потери. На второй год торговой войны международный товарооборот Китая сократился на 1%, до 4,57 трлн долларов. Экспорт в США сократился на 59,8 млрд долларов. Сокращение товарооборота произошло в основном из-за падения импорта в Китай.
Ответные меры Китая вызвали удорожание импорта, что сказалось и на объемах потребления. Например, выросли цены на сою, продукты из которой являются одной из основ рациона не переваривающих лактозу китайцев. Мировые цены на сою выросли с мая 2019 года с 8,1 доллара за бушель в мае 2019 года до 9,4 доллара за бушель в декабре.
Куда менее очевидными (но более опасными для Китая) выглядят «репутационные» потери. Иностранные компании стали выводить производства, чтобы не подпасть под негативный эффект американских пошлин или ответной реакции китайских властей. Это сыграло на пользу партнерам-конкурентам КНР – ВВП Тайваня в течение всего 2019 года ускорялся с 1,84% в I квартале до 3,38% в IV квартале. Основная причина – перенос части производств из Китая.
Суть торговой сделки
К III кварталу 2019 года в торговом противостоянии стороны зашли в тупик. США не смогли достичь своих целей оживления собственной экономики, а Китай стал испытывать первые имиджевые последствия конфликта. Стороны возобновили переговоры. Однако за период ведения торгового конфликта был накоплен значительный отрицательный груз пошлин и запретов, который уже стал частью экономических механизмов обеих стран. Поэтому решено было разделить торговую сделку на несколько частей.
Первая фаза сделки призвана снять общую напряженность в отношениях.
Основной текст соглашения был создан в декабре 2019 года, и состоит из 96 страниц и 7 глав и носит обязывающий китайскую сторону характер.
В течение двух лет Китай должен закупить в США товаров и услуг на не менее, чем 200 млрд долларов, в частности увеличить ввоз сельскохозяйственной продукции, энергоресурсов и услуг. Учитывая объемы импорта из США в последний «довоенный» 2017 год (127 млрд), торговля с США должна увеличиться в 1,6 раз. В отраслевом разрезе договоренности выглядят следующим образом: промышленные товары 75 млрд, энергоносители — 50 млрд, сельхозпродукции — 40 млрд, услуги — 35 млрд.
Китай также берет на себя обязательства по реформированию собственной экономики. Это первое соглашение, в котором Пекин согласился прекратить практику давления на иностранные компании с целью передачи их технологий китайским компаниям в качестве условия получения доступа к рынку, административных разрешений или различных преимуществ. Пекином будут приняты меры по дальнейшему открытию финансового сектора и сектора услуг и прекращению валютных манипуляций.
В свою очередь обязательства США включают в основном сокращение пошлин, введенных ранее в рамках секции 301 закона о торговле. США снизят до 7,5% тарифы с действующих 15%, которые были введены на более чем 100 млрд долларов импорта 1 сентября 2019 года. Не вступил в силу и 15% тариф на китайские товары стоимостью 162 млрд китайского экспорта в США, который планировалось ввести в декабре 2019 года. Соглашение не охватывает повышение тарифов китайский импорт на 25% (введены в 2018 году) на продукты, ограничение доступа которых на американский рынок наименее критично для самих США.
Кто выиграл?
США получат от соглашения прирост экспорта в результате закупок Китаем американских товаров и услуг. При этом есть риск подсесть «на иглу» китайского рынка, который может стать основным для американских производителей.
Другим косвенным эффектом станет ускорение промышленности в результате снижения пошлин на китайские комплектующие. Однако большая часть тарифов на запчасти пока остается в силе.
Финансовый сектор США станет еще одним бенефициаром соглашения: Китай обязался импортировать американские услуги на 35 млрд долларов, а также либерализовать доступ на свой финансовый рынок.
Соглашение окажет эффект на американскую внутриполитическую ситуацию, которая и стала главной причиной столь скорого подписания соглашения. Если оно не будет разорвано в течение года, то будет восприниматься как политическая победа Трампа, и усилит его поддержку среди своих избирателей. Конгресс не станет препятствовать в ратификации соглашения, так как Демократическая партия в отношении Китая придерживается логики непрямого воздействия, чему соглашение первой фазы соответствует. В случае если сделка будет разорвана, это ухудшит отношение к Трампу лишь у неопределившихся ранее избирателей.
Обязательства по закупке товаров и снятию барьеров на собственном рынке выглядят, как временная капитуляция Китая. Однако в реальности большая часть этих мер была предусмотрена реализуемыми в данный момент программами по реформированию китайской экономики.
Текущая программа реформирования была начата после третьего пленума ЦК КПК в ноябре 2013 года. В принятом по итогам пленума постановлении ЦК КПК “По некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ” прямо говорилось о «предоставлении рынку возможности играть решающую роль в распределении ресурсов».
Процесс либерализации и изменения структуры экономики только набирал оборот. Увязываемые с соглашением заявления об отказе Китая от открытия новых сталелитейных производств в 2020 году на самом деле исходят из планов китайских структурных реформ, выдвинутых еще в первую пятилетку председателем КНР Си Цзиньпином.
Принятые Китаем обязательства не только не вредят ему, но и полностью согласуются с его долгосрочными планами. В результате китайская экономика получит дополнительные стимулы роста.
Снижение таможенных пошлин США будет способствовать удешевлению китайских товаров на американском рынке, что увеличит спрос, соответственно возрастут объемы китайского экспорта в США. МВФ, Fitch и UBS уже пересмотрели прогноз роста китайской экономики в 2020 году в сторону роста: с 5,8% (оценка в октябре 2019 года) у МВФ и 5,7% у Fitch и UBS до 6% во всех перечисленных прогнозах.
Исполнение Пекином требований по открытию и реформированию китайской экономики благоприятно скажутся на конкурентоспособности китайских компаний. Открытие финансовых рынков для американских компаний должно привести к росту иностранного присутствия в китайской экономике. Это может спровоцировать проблемы из-за разрыва между реальным и финансовым секторами.
Значение для мировой экономики и Казахстана
Обязательство по импорту американских товаров и услуг происходит на фоне замедления экономики КНР. Увеличить китайское потребление в столь сжатые сроки также невозможно. Поэтому Китаю придется перераспределить импортные объемы в пользу США, сократив импорт других торговых партнеров. Хотя Пекин заявляет о том, что торговля с другими странами не пострадает, как он собирается усидеть на двух стульях пока неясно.
Здесь вскрывается другой, менее заметный сейчас, но имеющий большие последствия в будущем эффект. Подписывая данное соглашение Китай тем самым принимает новые американские правила игры, так называемую «регулируемую торговлю». До этого Пекин всячески противился подобной практике, настаивая на максимально возможной свободе торговли. В свою очередь Вашингтон в соглашении не отказался от большинства введенных пошлин, чем зафиксировал свою протекционистскую политику. Это означает новый этап развития мировой экономики, характеризующееся увеличением тарифных барьеров и регулирование торговли.
Подписанное в Вашингтоне соглашение предусматривает закупки американской сельскохозяйственной продукции на сумму 40 млрд долларов. Это является прямым вызовом для Казахстана, который в последние годы активно наращивает экспорт своей сельскохозяйственной продукции на китайский рынок. В частности речь идет о сое, масле и мясе. В 2018 году экспорт продовольствия в Китай составил 248 млн долларов.
Если соглашение будет в действительности исполняться, казахстанская продукция может быть вытеснена американской.
Однако если Китай откроет рынок для иностранных компаний, казахстанский бизнес от этого может выиграть. В данный момент вложения казахстанского бизнеса в Китай мизерны, и за три квартала 2019 года составили всего 15,2 млн долларов. Это неудивительно, так как казахстанский бизнес выбирает для инвестиций стабильные западные страны. Однако Китай по-прежнему остается самой крупной и быстрорастущей экономикой у наших границ, и казахстанский бизнес может зарабатывать в Китае.
Более значимым будет обратное движение китайского капитала. За те же три квартала 2019 года валовый приток китайских инвестиций составил 1,2 млрд долларов. С появлением на китайском рынке американских компаний стоит ожидать постепенного увеличения конкурентоспособности китайских компаний. Выживший в конкуренции с западными компаниями, китайский бизнес станет сильнее и в других странах. Поэтому западным компаниям в Казахстане стоит ожидать появления конкурентов, козырем которых будет не только доступ к финансированию на комфортных условиях, но и не уступающие по качеству товары, услуги и технологии.
Social Media