Санкционная изоляция России с 2022 года радикально изменила экономическую карту Евразии. Страны Центральной Азии — прежде всего Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан — оказались в фокусе новой реальности. Их внешняя торговля не только перестроилась под новые маршруты, но и во многом приобрела стратегическое значение: ЦА стала буфером, через который проходят параллельный импорт и реэкспорт в Россию. Эта статья показывает, как изменились объёмы торговли, какие категории товаров вышли на первый план, и почему логистика становится политическим инструментом в регионе.
Взрывной рост экспорта в Россию в 2022–2024 годах
После начала полномасштабного конфликта в Украине в 2022 году страны Запада ввели масштабные санкции против России. Это спровоцировало резкие изменения в торговых потоках. Россия оказалась отрезана от привычных каналов поставок техники, оборудования, автозапчастей и другой промышленной продукции. Тогда Центральная Азия — особенно Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан — стала использоваться как обходной маршрут для поставок в Россию.
График 1. Рост экспорта из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана в Россию в 2020–2024 гг.
(Источник: ITC Trade Map, UN Comtrade, CEPA)
Данные показывают, что за три года — с 2021 по 2024 — экспорт из этих стран в Россию вырос в разы.
Так, экспорт из Казахстана увеличился более чем на 35%, из Узбекистана — почти в 2 раза, а из Кыргызстана — в 4,5 раза.
-
В Казахстане объём экспорта в Россию вырос с $10,6 млрд в 2022 году до $14,5 млрд в 2024 году1.
-
В Узбекистане — с $2,8 млрд до $4,9 млрд2.
-
В Кыргызстане — с $1,8 млрд до $3,6 млрд3.
Такой скачок объясняется не только ростом торговли, но и переориентацией поставок: многие товары, запрещённые к прямому экспорту в РФ, стали поступать туда через посредников в Центральной Азии.
Реэкспорт и параллельный импорт: ключевые механизмы обхода санкций
Что происходит на практике? Страны Центральной Азии закупают товары у производителей — в Китае, Турции, Южной Корее, странах ЕС — и затем отправляют их в Россию. Официально — как обычный экспорт, но фактически — это параллельный импорт или реэкспорт. Такая схема позволяет российским компаниям получать нужную продукцию, обходя запреты.
Наиболее востребованными товарами стали:
- Электроника (включая микрочипы и комплектующие);
- Автомобили и автозапчасти;
- Промышленные станки, насосы, генераторы;
- Медицинская техника;
- Датчики, системы связи и др.
Таблица 1. Основные категории товаров, реэкспортируемых в РФ (2022–2024)
Категория | Рост поставок, % (2022–2024) | Основные страны-производители |
---|---|---|
Электроника и чипы | +450% | Китай, Южная Корея |
Автозапчасти и автомобили | +720% | Япония, ОАЭ |
Промышленные станки и насосы | +380% | Германия, Турция |
Медицинское оборудование | +250% | Китай, Франция |
Продукция двойного назначения | +500% | ЕС, Южная Корея |
(Источник: CEPA, Eurasianet4,5)
Особенно ярко это проявилось в Кыргызстане, где объёмы импорта из Китая и ОАЭ выросли на миллиарды долларов. Эти же товары затем «перетекают» в Россию. По данным CEPA, в 2023–2024 годах более 80% экспорта электроники из Кыргызстана в РФ — это транзитные, а не локальные товары.
Логистика в новых условиях: как изменились маршруты
До 2022 года почти 80% внешней торговли Казахстана и Кыргызстана проходили через территорию России6. Сегодня этот маршрут воспринимается как политически рискованный. На его фоне активно развивается Транскаспийский международный транспортный маршрут (TITR) — через Каспийское море, Азербайджан и Грузию.
Этот маршрут проходит через Казахстан, затем по Каспийскому морю — в Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и ЕС. Он стал главным объектом инфраструктурных инвестиций. Только в 2023 году Казахстан вложил миллиарды тенге в модернизацию портов Актау и Курык8. Узбекистан, в свою очередь, начал развивать связи через Туркменистан9.
-
В 2024 году объём грузоперевозок по TITR достиг 5,3 млн тонн — в 4,4 раза больше, чем в 2019 году7.
График 2. Объём грузоперевозок по Транскаспийскому маршруту (2019–2024 гг.).
(Источник: TITR Association)
Это более чем четырёхкратный рост. Однако маршрут по-прежнему сталкивается с ограничениями: узкие места — это малая пропускная способность Каспийских портов, отсутствие единого тарифа и несогласованность между странами.
Какую цену платит регион: геополитика и риски санкций
Участие в реэкспорте и параллельном импорте несёт не только экономические выгоды, но и серьёзные риски. Страны Запада всё чаще упрекают правительства ЦА в содействии обходу санкционного режима. В 2024 году ЕС и США усилили контроль за цепочками поставок, особенно на маршрутах через Кыргызстан и Казахстан9.
В ответ Казахстан принял меры: был создан реестр чувствительных технологий, запрещённых к экспорту в РФ.10 Узбекистан ввёл лицензионный режим на поставку части электроники11. Тем не менее, риск вторичных санкций сохраняется, особенно если схемы обхода станут массовыми и неконтролируемыми.
Кроме того, растёт технологическая и логистическая зависимость от Китая и Турции. Это может ослабить внешнеполитическую автономию стран региона. Для Центральной Азии это означает, что торговая политика всё больше превращается в поле дипломатии и геополитики.
Выводы
Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан в 2022–2024 гг. стали не только экономическими партнёрами России, но и транзитной площадкой для глобального параллельного импорта. Это дало краткосрочные выгоды: рост торговли, развитие логистики, инвестиции. Но долгосрочно — несёт риски: санкционное давление, инфраструктурную перегрузку и политическую уязвимость.
Чтобы сохранить баланс, странам Центральной Азии нужно:
- инвестировать в модернизацию маршрутов (в том числе TITR);
- вести прозрачную торговую политику;
- выстраивать дипломатический диалог и с ЕС, и с Китаем, и с Россией;
- избегать зависимости от одного партнёра.
Санкции против России — это не только вызов, но и окно возможностей. Центральная Азия — в центре новой евразийской торговли. От её решений зависит, будет ли она просто транзитной зоной — или полноправным игроком новой геоэкономической эпохи.
Источники
-
ITC Trade Map. Kazakhstan–Russia trade 2020–2024. https://trademap.org
-
UN Comtrade. Uzbekistan–Russia Bilateral Trade. 2020–2024.
-
National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. Export statistics.
-
CEPA. Central Asia’s Sanctions Evasion Problem. 2023–2024.
-
Eurasianet. Russia Finds Workarounds Through Central Asia. 2024.
-
OECD. Enhancing Connectivity in Central Asia. 2023.
-
TITR Association. Annual Transport Review 2024.
-
ADB. Logistics and Transport Corridor Developments in Central Asia. 2024.
-
The Moscow Times. Should the West Sanction Russia’s Neighbors? April 2024.
-
Ministry of Trade of Kazakhstan. Technology Export Restrictions. 2024.
-
Ministry of Economy of Uzbekistan. Export Licensing Reports. 2024.
Social Media