Санкционная изоляция России с 2022 года радикально изменила экономическую карту Евразии. Страны Центральной Азии — прежде всего Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан — оказались в фокусе новой реальности. Их внешняя торговля не только перестроилась под новые маршруты, но и во многом приобрела стратегическое значение: ЦА стала буфером, через который проходят параллельный импорт и реэкспорт в Россию. Эта статья показывает, как изменились объёмы торговли, какие категории товаров вышли на первый план, и почему логистика становится политическим инструментом в регионе.

Взрывной рост экспорта в Россию в 2022–2024 годах

После начала полномасштабного конфликта в Украине в 2022 году страны Запада ввели масштабные санкции против России. Это спровоцировало резкие изменения в торговых потоках. Россия оказалась отрезана от привычных каналов поставок техники, оборудования, автозапчастей и другой промышленной продукции. Тогда Центральная Азия — особенно Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан — стала использоваться как обходной маршрут для поставок в Россию.

График 1. Рост экспорта из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана в Россию в 2020–2024 гг.

Ekonomist
(Источник: ITC Trade Map, UN Comtrade, CEPA)

Данные показывают, что за три года — с 2021 по 2024 — экспорт из этих стран в Россию вырос в разы.

Так, экспорт из Казахстана увеличился более чем на 35%, из Узбекистана — почти в 2 раза, а из Кыргызстана — в 4,5 раза.

  • В Казахстане объём экспорта в Россию вырос с $10,6 млрд в 2022 году до $14,5 млрд в 2024 году1.

  • В Узбекистане — с $2,8 млрд до $4,9 млрд2.

  • В Кыргызстане — с $1,8 млрд до $3,6 млрд3.

Читать также ...
Теннис как бизнес: кто зарабатывает на спорте и зрителях

Такой скачок объясняется не только ростом торговли, но и переориентацией поставок: многие товары, запрещённые к прямому экспорту в РФ, стали поступать туда через посредников в Центральной Азии.

Реэкспорт и параллельный импорт: ключевые механизмы обхода санкций

Что происходит на практике? Страны Центральной Азии закупают товары у производителей — в Китае, Турции, Южной Корее, странах ЕС — и затем отправляют их в Россию. Официально — как обычный экспорт, но фактически — это параллельный импорт или реэкспорт. Такая схема позволяет российским компаниям получать нужную продукцию, обходя запреты.

Наиболее востребованными товарами стали:

  • Электроника (включая микрочипы и комплектующие);
  • Автомобили и автозапчасти;
  • Промышленные станки, насосы, генераторы;
  • Медицинская техника;
  • Датчики, системы связи и др.

Таблица 1. Основные категории товаров, реэкспортируемых в РФ (2022–2024)

Категория Рост поставок, % (2022–2024) Основные страны-производители
Электроника и чипы +450% Китай, Южная Корея
Автозапчасти и автомобили +720% Япония, ОАЭ
Промышленные станки и насосы +380% Германия, Турция
Медицинское оборудование +250% Китай, Франция
Продукция двойного назначения +500% ЕС, Южная Корея

(Источник: CEPA, Eurasianet4,5)

Особенно ярко это проявилось в Кыргызстане, где объёмы импорта из Китая и ОАЭ выросли на миллиарды долларов. Эти же товары затем «перетекают» в Россию. По данным CEPA, в 2023–2024 годах более 80% экспорта электроники из Кыргызстана в РФ — это транзитные, а не локальные товары.

Читать также ...
Что такое СЭЗ? Разбираемся в природе свободных экономических зон

Логистика в новых условиях: как изменились маршруты

До 2022 года почти 80% внешней торговли Казахстана и Кыргызстана проходили через территорию России6. Сегодня этот маршрут воспринимается как политически рискованный. На его фоне активно развивается Транскаспийский международный транспортный маршрут (TITR) — через Каспийское море, Азербайджан и Грузию.

Этот маршрут проходит через Казахстан, затем по Каспийскому морю — в Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и ЕС. Он стал главным объектом инфраструктурных инвестиций. Только в 2023 году Казахстан вложил миллиарды тенге в модернизацию портов Актау и Курык8. Узбекистан, в свою очередь, начал развивать связи через Туркменистан9.

  • В 2024 году объём грузоперевозок по TITR достиг 5,3 млн тонн — в 4,4 раза больше, чем в 2019 году7.

График 2. Объём грузоперевозок по Транскаспийскому маршруту (2019–2024 гг.).

Ekonomist (Источник: TITR Association)

Это более чем четырёхкратный рост. Однако маршрут по-прежнему сталкивается с ограничениями: узкие места — это малая пропускная способность Каспийских портов, отсутствие единого тарифа и несогласованность между странами.

Какую цену платит регион: геополитика и риски санкций

Участие в реэкспорте и параллельном импорте несёт не только экономические выгоды, но и серьёзные риски. Страны Запада всё чаще упрекают правительства ЦА в содействии обходу санкционного режима. В 2024 году ЕС и США усилили контроль за цепочками поставок, особенно на маршрутах через Кыргызстан и Казахстан9.

Читать также ...
Торговля между странами ЦА и Китаем достигла почти $100 млрд

В ответ Казахстан принял меры: был создан реестр чувствительных технологий, запрещённых к экспорту в РФ.10 Узбекистан ввёл лицензионный режим на поставку части электроники11. Тем не менее, риск вторичных санкций сохраняется, особенно если схемы обхода станут массовыми и неконтролируемыми.

Кроме того, растёт технологическая и логистическая зависимость от Китая и Турции. Это может ослабить внешнеполитическую автономию стран региона. Для Центральной Азии это означает, что торговая политика всё больше превращается в поле дипломатии и геополитики.

Выводы

Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан в 2022–2024 гг. стали не только экономическими партнёрами России, но и транзитной площадкой для глобального параллельного импорта. Это дало краткосрочные выгоды: рост торговли, развитие логистики, инвестиции. Но долгосрочно — несёт риски: санкционное давление, инфраструктурную перегрузку и политическую уязвимость.

Чтобы сохранить баланс, странам Центральной Азии нужно:

  • инвестировать в модернизацию маршрутов (в том числе TITR);
  • вести прозрачную торговую политику;
  • выстраивать дипломатический диалог и с ЕС, и с Китаем, и с Россией;
  • избегать зависимости от одного партнёра.

Санкции против России — это не только вызов, но и окно возможностей. Центральная Азия — в центре новой евразийской торговли. От её решений зависит, будет ли она просто транзитной зоной — или полноправным игроком новой геоэкономической эпохи.

Источники

  1. ITC Trade Map. Kazakhstan–Russia trade 2020–2024. https://trademap.org

  2. UN Comtrade. Uzbekistan–Russia Bilateral Trade. 2020–2024.

  3. National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. Export statistics.

  4. CEPA. Central Asia’s Sanctions Evasion Problem. 2023–2024.

  5. Eurasianet. Russia Finds Workarounds Through Central Asia. 2024.

  6. OECD. Enhancing Connectivity in Central Asia. 2023.

  7. TITR Association. Annual Transport Review 2024.

  8. ADB. Logistics and Transport Corridor Developments in Central Asia. 2024.

  9. The Moscow Times. Should the West Sanction Russia’s Neighbors? April 2024.

  10. Ministry of Trade of Kazakhstan. Technology Export Restrictions. 2024.

  11. Ministry of Economy of Uzbekistan. Export Licensing Reports. 2024.

Читать также ...
Почему не все бизнес-стратегии успешны?