Центральная Азия (ЦА) — регион с общими историческими, культурными и экономическими связями, но внутрирегиональная торговля здесь традиционно оставалась ограниченной. Даже к 2024 году на страны региона приходилось всего около 10% их совокупного товарооборота [1]. Однако за последние пять лет наметился прорыв: рост взаимной торговли, открытие новых погранпереходов, активизация интеграционных проектов, прежде всего благодаря курсу Узбекистана на открытость.

Динамика взаимной торговли (2019–2024)

В 2019–2023 годах объемы торговли между странами региона выросли более чем вдвое — с ~$6 млрд до $10 млрд.

Особенно заметна активизация двусторонней торговли между Узбекистаном и его соседями: с Кыргызстаном и Туркменистаном товарооборот увеличился в 5 раз, с Таджикистаном — втрое [6][7].

График 1. Динамика взаимной торговли стран Центральной Азии, 2019–2023 гг.

Ekonomist

(Источник: АБР, национальные статистические ведомства [4][5])

Сектора и ключевые товары. Внутрирегиональная торговля формируется вокруг энергоресурсов (нефть, газ, уголь, электроэнергия), сельскохозяйственной продукции (зерно, хлопок, фрукты, овощи), промышленных изделий (автомобили, стройматериалы, текстиль). Казахстан выступает основным поставщиком сырья (нефть, пшеница), Узбекистан — лидером по промышленным товарам (автомобили UzAuto, удобрения, цемент), Кыргызстан и Таджикистан экспортируют электроэнергию и фрукты [8][9].

Особое значение имеет аграрный сектор, где дополняемость экономик очевидна:

  • Кыргызстан и Таджикистан поставляют органическую продукцию,
  • Узбекистан — переработанные фрукты,
  • Казахстан — муку и зерно [10].

В текстиле лидирует Узбекистан, активно развивая кооперацию с соседями: совместные швейные фабрики в Кыргызстане и Таджикистане работают на основе узбекского сырья [11].

Таблица 1. Основные показатели взаимной торговли стран Центральной Азии (2022–2023 гг.)

Страна Оборот с ЦА, $ млрд Доля во внешней торговле Ключевые партнеры
Казахстан 7,7 (2023) ~6% Узбекистан, Кыргызстан
Узбекистан 7,5 (2022) 15% Казахстан, Кыргызстан
Кыргызстан ~2,5 (2022) ~20% Казахстан, Узбекистан
Таджикистан ~1,9 (2022) ~25% Казахстан, Узбекистан
Туркменистан ~1,3 (2023) ~7% Узбекистан, Казахстан

(Источник: национальные статистические ведомства [1][4][6])

Барьеры взаимной торговли

ЦА сталкивается с комплексом тарифных и нетарифных барьеров, включая разнородные режимы торговли (ЕАЭС, СНГ, внеблоковые соглашения) [10][12], разные стандарты и процедуры сертификации [13], транспортные ограничения (отсутствие прямых маршрутов) [16] и институциональные разрывы [18].

Читать также ...
Возможность для Европы стать зеленой

Тарифные и режимные барьеры. Основная проблема — отсутствие единой зоны свободной торговли: Казахстан и Кыргызстан входят в ЕАЭС, Узбекистан и Таджикистан — только в СНГ, Туркменистан вообще не участвует в интеграционных блоках [10][11]. Это создает различия в тарифах и правилах торговли. Узбекистан и Туркменистан стремятся завершить присоединение к ВТО до 2026 года [12].

Нетарифные барьеры. Остаются значительные проблемы с таможенными процедурами, стандартами и бюрократией. Хотя введены электронные системы (единое окно, цифровая декларация), согласование санитарных и фитосанитарных норм ещё не полностью завершено [13][14].

Логистика и инфраструктура. Географическая изоляция и недостаток прямых маршрутов — серьёзные препятствия. Строительство железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан и развитие центров приграничной торговли существенно улучшат ситуацию [16][17].

Таблица 2. Основные барьеры и меры их преодоления (2019–2024 гг.)

Категория барьеров Проявления и примеры (Центральная Азия) Недавние меры и инициативы (2019–2024)
Тарифные и режимные Различия во внешнеторговых режимах: ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан) vs. внеблоковые (Узбекистан, Таджикистан) vs. нейтральный режим (Туркменистан).

Отсутствие единых соглашений на всех 5 стран.

Наличие пошлин в торговле с Туркменистаном (не в ЗСТ СНГ).

– Вступление Узбекистана и Туркменистана в ВТО (переговоры активизированы, рабочие группы ВТО созданы)

.– Консультации по интеграции режимов СНГ и ЕАЭС, привлечение Таджикистана и Узбекистана к инициативам ЕАЭС без формального вступления.

– Двусторонние соглашения о преференциях (например, облегченный режим торговли Узбекистан–Афганистан, влияющий косвенно на ЦА).

Нетарифные (адм. барьеры) Длительный досмотр грузов на границе, бумажные процедуры, разные стандарты и требования сертификации.

Отсутствие обмена данными между таможнями.

Случаи запретов/квот экспорта (напр., временный запрет Казахстана на вывоз зерна в 2022 г. для стабилизации цен).

– Создание национальных комитетов по упрощению торговли (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) и их региональной сети.

– Цифровизация таможни: системы «единого окна», электронные очереди на КПП, пилотные обмены электронными сертификатами.

– Внедрение Соглашения ВТО по упрощению торговли при поддержке ООН, АБР и др. (в РК и КР реализовано ~75% мер).

– Отмена внутренних таможенных постов ЕАЭС на границе РК–КР (с 2019 г.), совместный таможенный контроль РУз–Каз на некоторых пунктах.

Логистика и инфраструктура Изолированность от морских портов (увеличивает стоимость доставки ~1,5 раза).

Неразвитость прямых транспортных связей: отсутствие ж/д между КР и УЗ (до начала проекта ККУЗ), мало прямых авиарейсов для грузов, узкие места на дорогах (горные перевалы, старые мосты).

Малое число логистических хабов внутри региона.

-Строительство ж/д Китай–Киргизия–Узбекистан (начато в 2022 г.) и модернизация линии Казахстан–Туркменистан–Иран (коридор Север–Юг).

— Совместные проекты дорог: реконструкция трассы Алматы – Бишкек, развитие транскаспийского маршрута через Казахстан и Туркменистан (порт Туркменбаши).

– Открытие центров приграничной торговли: «Центральная Азия» (РК–РУз), торговые центры на границах РUz–Туркм, РUz–Тадж, РUz–КР.– Возобновление работы всех погранпереходов, упрощение транзита (например, соглашение об упрощенном транзите между Казахстаном и Узбекистаном 2020 г.).

Правовые и институциональные Недостаток согласованных правил и наднациональных институтов: нет регионального торгового соглашения на 5 стран, разных валютно-финансовых режимов (неконвертируемость маната ТМ). Политические риски – периодические разногласия тормозили создание зоны свободной торговли ЦА. – Ежегодные саммиты глав государств ЦА (с 2018 г.) для политического диалога.

– Совет национальных координаторов (с 2022 г.) для мониторинга выполнения договоренностей; планируется Секретариат.

– Межправительственные комиссии по двусторонней торговле у всех пар стран, регулярные выставки (EXPO Central Asia) и форумы (Центральноазиатский торговый форум и др.).

– Политика «дружбы со всеми соседями» (особенно Узбекистан с 2017 г.) снизила вероятность конфликтов и заложила правовую базу сотрудничества (делимитация границ, соглашения по воде и т.д.).

(Источник: Всемирный банк, ЕАБР, CAREC [1][13][16])

Как видно, страны осознают существующие проблемы и совместно работают над их решением. В результате, по оценкам экспертов, «невостребованный» потенциал взаимной торговли в регионе постепенно начинает реализовываться. После устранения основных барьеров внутренняя торговля ЦА могла бы вырасти в разы, учитывая географическую близость и экономическую взаимодополняемость стран.

Новые инициативы и проекты

Транспорт и логистика. Реализация проектов вроде железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан, запуск центра промышленной кооперации «Центральная Азия» (Казахстан–Узбекистан), развитие автодорог между Ферганской долиной и Ташкентом меняют картину доступности [16][17].

Промышленная кооперация. Один из показательных кейсов — открытие в Кыргызстане и Казахстане сборочных производств автомобилей UzAuto [18]. Это не только способствует росту торговли, но и формирует зачатки региональных цепочек добавленной стоимости, где Казахстан поставляет металл, Узбекистан — готовые комплекты, а Кыргызстан собирает и продает внутри ЦА.

Энергетика. Возрождение Объединённой энергосистемы Центральной Азии позволяет странам гибко обмениваться электроэнергией: Таджикистан летом экспортирует энергию в Узбекистан, а зимой закупает у соседей [19].

Цифровизация. Проекты по внедрению электронного обмена данными и единого окна активно реализуются — в Узбекистане среднее время таможенного оформления уже сокращено до 30 минут [14].

Перспективы и вызовы

На фоне укрепления политической воли к сотрудничеству появляются новые возможности для развития внутренней торговли в Центральной Азии. Среди наиболее перспективных направлений можно выделить следующие:

Цифровизация торговли. Внедрение цифровых технологий способно радикально снизить издержки и время в торговых операциях. Пример Узбекистана показывает эффект: автоматизация таможни сократила время прохождения грузов в десятки раз. На региональном уровне создаются условия для безбумажной торговли – электронный обмен документами, совместимые информационные системы. В 2023 г. подписано соглашение об интеграции национальных систем упрощения торговли четырех стран. [20]

Также развивается цифровая торговля (e-commerce) между странами ЦА. С расширением интернет-покрытия и платежных сервисов растут прямые онлайн-продажи: например, казахстанские маркетплейсы начинают работать в Узбекистане, а узбекские производители текстиля продают продукцию в соседние страны через соцсети и интернет-магазины. Цифровые платформы могут соединить производителей сельхозпродукции в одной стране с покупателями оптом в другой, минуя посредников, что особенно перспективно для фермерских хозяйств Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Международные доноры (МТЦ, USAID) запускают обучающие программы по электронной коммерции в ЦА, создаются региональные витрины товаров в интернете. Таким образом, цифровизация выступает мощным драйвером торговой интеграции.

Модернизация транспортных коридоров. Реализация крупных инфраструктурных проектов не только улучшит внешние связи (с Китаем, ЮАзией, Европой), но и откроет новые маршруты внутри региона. Строительство железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан обеспечит Кыргызстану прямой выход на узбекские рынки и далее на юг – по новой линии планируется ввоз из Узбекистана минеральных удобрений, стройматериалов, вывоз из Кыргызстана сельхозпродукции. Одновременно обсуждается проект железной дороги Узбекистан – Афганистан – Пакистан, который может дать Таджикистану и Кыргызстану альтернативный путь к морю через узбекский транзит.

Диверсификация и новая промышленная кооперация. Ранее низкий уровень торговли частично объяснялся сходством экспортной структуры (сырье) и узким ассортиментом производимых товаров. Теперь, по мере индустриализации Узбекистана, Казахстана и других, появляется возможность выстраивать региональные цепочки добавленной стоимости. Пример – сотрудничество в автопроме: узбекистанские автозаводы («UzAuto») открывают сборочные линии в Казахстане и Кыргызстане, превращая их из импортеров в партнеров по производству. Казахстан, обладая металлами, может поставлять сталь и алюминий на эти сборочные предприятия.

Энергетическая взаимосвязанность. Традиционно республики ЦА дополняют друг друга в энергосекторе (газ, нефть, уголь у одних – гидроресурсы у других), но единый рынок электроэнергии и топлива пока не сформирован. Сейчас предпринимаются шаги к возрождению Центральноазиатской объединенной энергосистемы. С 2018 года Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан вновь синхронизировали энергосистемы, что позволило возобновить перетоки электроэнергии. Развитие инфраструктуры (строительство новых ЛЭП, газопроводов внутри региона) создаст единое энергетическое пространство, где дефицит в одной стране покрывается за счет избытка в другой. Это повысит энергообеспеченность и откроет дополнительные каналы торговли (например, продажа излишков электроэнергии на общих биржевых площадках ЦА). Кроме того, совместное освоение возобновляемых источников (солнечных и ветровых парков в степях Казахстана и Узбекистана, ГЭС в горах Кыргызстана и Таджикистана) при координации графиков нагрузки даст синергетический эффект.

Риски. Среди главных угроз — возможное обострение политических разногласий (пограничные споры, вопросы водопользования), устойчивость транспортных коридоров (зависимость от внешних партнеров, например Китая), а также вызовы макроэкономической стабильности (инфляция, валютные колебания) [10][11].

Заключение

Региональная торговля в Центральной Азии вступила в фазу оживления. Устранение многих барьеров, политическая воля к интеграции и запуск совместных проектов привели к тому, что объемы взаимной торговли выросли до исторического максимума. Хотя ее доля во внешней торговле стран пока скромна, тенденция очевидна – Центральная Азия становится для своих республик все более важным экономическим партнером.

В ближайшие годы ожидается дальнейший рост внутрирегионального товарооборота за счет реализации описанных возможностей: цифровизации, новых транспортных путей, индустриальной кооперации и обмена энергией. При благоприятном развитии событий к концу десятилетия взаимная торговля может занять значительно большую долю в экономике региона, что будет способствовать устойчивому развитию и конкурентоспособности всех центральноазиатских стран. Их интеграция не только раскрывает потенциал соседских рынков, но и укрепляет позиции Центральной Азии в международной торговле – единым фронтом легче продвигать свои интересы на мировой арене. Таким образом, снятие барьеров и использование новых возможностей внутри региона – залог экономического процветания Центральной Азии в будущем.

Источники

  1. Всемирный банк. «Central Asia Trade Statistics 2023».

  2. АБР. «Asian Development Outlook 2023».

  3. UNESCAP. «Trade Facilitation in Central Asia: Report 2023».

  4. Национальные статистические комитеты Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, 2023–2024 гг.

  5. Eurasian Development Bank. «Monitoring of Mutual Trade in Central Asia», 2023.

  6. IMF. «Direction of Trade Statistics», 2024.

  7. ООН. «Status of WTO Accession in Central Asia», 2023.

  8. CAREC Program. «Regional Trade Facilitation Progress Report», 2023.

  9. Министерства торговли и внешнеэкономических связей стран ЦА, отчёты 2022–2023 гг.

  10. Eurasian Economic Commission. «EAEU Integration Report», 2023.

  11. UNCTAD. «Trade Barriers in Central Asia», 2023.

  12. WTO. «Accession Reports: Uzbekistan, Turkmenistan», 2024.

  13. CAREC Institute. «Digital Trade Facilitation Progress», 2023.

  14. АБР. «Uzbekistan Trade Reform Update», 2023.

  15. ООН. «Assessment of Trade Facilitation in Central Asia», 2023.

  16. ЕАБР. «Transport Corridors in Central Asia: Status and Plans», 2023.

  17. KAZ Railway. «China-Kyrgyzstan-Uzbekistan Railway: Project Factsheet», 2023.

  18. Ministry of Economy of Uzbekistan. «Cross-Border Cooperation Projects», 2023.

  19. CAEC. «Energy Market Developments in Central Asia», 2023.

  20. ICSD. «Усиление сотрудничества в Центральной Азии: торговля, транспорт и инфраструктура», 2024.

Читать также ...
От Хоргоса до Темир-Баба: как создать единое экономическое пространство в Центральной Азии