Рэйчел Муссье

Недавние исследования WIEGO и членских организаций (организаций, основанных на членстве) в Бразилии, Гане, Индии, Южной Африке и Таиланде показывают, что неформальным работникам-женщинам требуются услуги качественного ухода за детьми, чтобы они могли работать и зарабатывать достаточно денег для поддержания своих домохозяйств (Alfers 2016).

При отсутствии безопасного места, где можно было бы оставить своих детей днем, уличным торговцам приходится брать детей с собой, в то время как они продают товары на переполненных рынках и обочинах дорог, а надомным работникам трудно одновременно заботиться о своих детях и работать. Домашние работники-мигранты могут оставить своих детей с дальними родственниками, пока они работают другом городе или стране. Для детей сборщиков мусора свалки могут быть небезопасны и им, возможно, придется оставить их дома, даже если дети останутся без присмотра. Другие могут вообще не выходить на работу, как сообщил сборщик мусора из Бразилии: «Без детского сада, я не могу работать. Когда ребенок не идет в детский сад, я не работаю» (Alfers, 2016). Большинство домашних работников и тех, кто занимается уходом за детьми, сами являются неформально занятыми женщинами, не получающими достаточной заработной платы, не имеющие условий труда и социальной защиты, позволяющих им ухаживать за собственными детьми.

Пособия по беременности и родам и услуги по уходу за детьми являются важной частью систем социальной защиты. Они позволяют работникам получать доход, пока их дети еще маленькие и дают им время позаботиться о них дома. Это особенно важно для женщин-работников, на которых возложено больше забот по уходу за детьми и домашнему труду, чем на мужчин. Для младенцев и маленьких детей время, проведенное с их родителями и качественные услуги по уходу за ними могут способствовать их развитию. В своих организациях женщины, занятые в неформальном секторе, уже начали по-разному мобилизовать свои усилия касательно услуг по уходу за детьми. В этом кратком обзоре представлены примеры членских организаций из Бразилии, Ганы и Индии и то, как неформальные работники-женщины мобилизуют свои усилия по заботе о детях. В нем представлены некоторые идеи относительно того, что можно сделать, чтобы изменить восприятие местных и национальных властей того, что уход за ребенком не является важным вопросом.

Пособия по беременности и родам для неформально занятых женщин и вопрос ухода за их детьми заслуживают внимания как внутри их организаций и движений, так и со стороны местных и национальных властей.

Бразилия: кооператив сборщиков мусора Asmare требует присмотра за детьми

Кооператив сборщиков мусора Asmare (Associação dos Catadores de Papel, Papelão e Material Reaproveitável) был основан в Белу-Оризонти в 1990 году. Им управляют бывшие сборщики мусора, которые собирают мусор из школ, предприятий и жилых домов. Кооператив перерабатывает 500 тонн различных материалов каждый месяц, включая бумагу, картон, пластмассу и металлы, и продает их частным предприятиям. В 2002 году Asmare создал сеть, состоящую из семи других кооперативов по сбору мусора, чтобы усилить свои позиции и влияние на правительство. Спрос на услуги по уходу за детьми возник в ходе совместных обсуждений с местными советами, потому что женщины брали своих детей с собой на работу. Правительство и сборщики мусора также хотели положить конец детскому труду в кооперативах. В процессе формирования городского бюджета с участием населения, муниципальное правительство поощряло сборщиков мусора обсуждать свои потребности, включая уход за детьми (Ogando and Brito 2016).

Читать также ...
Что такое минимальная заработная плата?

Asmare получил поддержку двух неправительственных организаций: Pastoral de Rua и Caritas, которые вместе с городским департаментом санитарии нашли место в пункте приема утильсырья, где они могли бы оставлять своих детей. При поддержке местных властей и пожертвований от Фонда Даниэль Миттеран (Foundation Danielle Mitterand) и местного предприятия Mendes Junior, кооператив построил по соседству отдельное здание для детского сада (Ogando and Brito, 2016). В это время на муниципалитеты была возложена большая ответственность за услуги по развитию детей младшего возраста. Поэтому в 2004 году местные власти включили общественный центр сборщиков мусора по уходу за детьми в государственную службу по уходу за детьми — UMEIs (Unidades Municipais de Educação Infantil) — и теперь он известен как UMEI Carlos Prates.

Центр UMEI Carlos Prates, в основном, обеспечивает уход за детьми неформальных сборщиков мусора — 70 процентов мест в центре отведено детям сборщиков мусора. Это единственный детский сад в городе, который открыт с 7:00 до 22:00, поскольку сборщики мусора собирают вторсырье в офисах, когда предприятия закрыты, то есть рано утром или вечером. 27 обученных сотрудников, которые работают в четыре смены, обеспечивают заботу о 80 детях центра. Этот пример показывает, как заинтересованное и вовлеченное местное правительство, хорошо организованная группа неформальных работников и поддерживающие организации могут работать вместе для создания служб, которые удовлетворяют конкретные потребности неформальных работников.

Гана: Детский центр рынка Макола

В многолюдном центре города Аккра женщины-торговцы на новом рынке Макола приводят своих детей в центр по уходу за детьми на рынке. Городское собрание Аккры (AMA) освободило место для центра в 1987 году, когда строила новый рынок. Раньше женщины-торговцы приносили с собой своих маленьких детей, но не могли присматривать за ними во время работы. Было замечено, что дети бродили по рынку, а матери беспокоились о благополучии своих детей.

Сначала центр был открыт аппаратом бывшей первой леди Ганы Наны, Конаду Агьеман Роулингс, в качестве государственной услуги. Однако, со сменой правительства в 2000 году, детский сад был передан AMA. За это время, качество услуг по уходу за детьми ухудшилось из-за плохого управления. Поэтому Ассоциация торговцев Ганы (GATA) решила полностью взять на себя управление центром. Центр по уходу за детьми удобен для торговцев, поскольку они знают, что их дети находятся поблизости и в безопасности, пока они работают. Матери могут заходить в центры в течение дня, чтобы кормить грудью. Женщины-носильщицы (каяи) также могут оставлять своих детей в центре, даже если они не работают на рынке.

Читать также ...
В ловушке собственных показателей: что не так с госпрограммой «Еңбек»?

Сегодня центр принимает 140 детей в возрасте от одного до пяти лет и нанимает 10 обученных воспитателей. Центр официально открывается в 8:00 утра и закрывается в 13:00, но многие рыночные торговцы начинают приходить к 6:00 и оставлять своих детей с воспитателями. Центр может работать до 18:00, в соответствии с графиком работы рыночных торговцев. Дети получают обучение согласно одобренной правительством учебной программе, как на акане, так и на английском языке, а также принимают здоровую пищу во время обеда.

Расходы центра частично покрывают родители, которые вносят ежемесячную плату и ежедневную плату за питание. Центр позволяет работникам с более низким доходом платить в рассрочку. Некоторые каяи не могут позволить себе полную ежемесячную плату и дают только то, что могут, в то время как остальная часть платы покрывается GATA. Торговцы на рынке также поддерживают центр, принося свежие овощи и фрукты со своих прилавков, когда это возможно. Центром управляет Ассоциация Родителей и Учителей, в которую также входят руководители рынка. Центр регулярно проверяется отделами образования и здравоохранения AMA. В настоящее время разрабатываются новые городские планы по модернизации рынка, и женщины-торговцы на рынке выступают за то, чтобы в планах было отведено место для реконструированного центра по уходу за детьми.

Индия: кооператив по уходу за детьми SEWA

Ассоциация самозанятых женщин, основанная в 1972 году в Ахмедабаде, Гуджарат, представляет собой профсоюз, членами которого являются 1,8 миллиона женщин, занятых в неформальной экономике в 13 штатах Индии. В число членов SEWA входят сельскохозяйственные рабочие, строители, домашние работники, надомные работники, уличные и рыночные торговцы, сборщики мусора и другие. В ответ на требования своих членов, SEWA открыла центры по уходу за детьми в Ахмедабаде в 1986 году в виде кооператива под названием «Кооператив работников по уходу за детьми Сангини». Сегодня SEWA управляет 33 центрами в штате Гуджарат: 13 центрами по уходу за детьми в Ахмедабаде и 20 центрами в сельской местности.

Центры предоставляют услуги по уходу за детьми в течение всего дня, с 9:00 до 17:00, в соответствии с рабочим временем женщин. Большинство работающих матерей (64%), пользующихся услугами центров SEWA, заявили, что благодаря услугам по уходу за детьми предоставляемым центром, они могут увеличить количество своих рабочих. Соответствующий показатель для работающих женщин, использующих государственные центры Комплексной схемы развития детей (ICDS), намного ниже (12,5 процента), поскольку многие из этих центров открыты только два-четыре часа в день (ASK 2011). Женщины, пользующиеся услугами центров SEWA, сообщили об увеличении своих доходов в пределах от 500–1000 рупий (8–16 долларов США) в месяц, а некоторым удалось увеличить свои доходы до 2000 рупий (32 доллара США) в месяц.

Читать также ...
Детские сады на селе: почему количество не перерастает в качество?

Кооператив работников по уходу за детьми Sangini использует комплексный подход к уходу за детьми, обеспечивая потребности детей в образовании, питании и здоровье. Центры принимают детей от рождения до пяти лет, и каждый центр может вместить максимум 30 детей. В каждом центре есть два работника по уходу за детьми; они сами являются членами SEWA и избираются из членов сообщества. Члены кооператива — это воспитатели и матери, которые отправляют своих детей в центры. Правление, состоящее из специалистов по уходу за детьми и родителей, избирается дольщиками каждые три-пять лет. Демократический контроль кооперативов их членами — ключевой компонент в обеспечении его качества (ILO 2016).

Родители платят 150 рупий (2,2 доллара США) в месяц на услуги по уходу за детьми, хотя это покрывает только 10-15% текущих расходов центра. Остальные расходы покрываются за счет государственного финансирования, предприятий SEWA и частных пожертвований. Государственное финансирование услуг по уходу за детьми сократилось из-за сокращения бюджета, и кооператив работников Сангини также получает меньше денег от правительства. Масштаб кооперативов по уходу за детьми SEWA ограничен, и его услугами могут пользоваться только члены SEWA. Они не хотят конкурировать с публичными ICDS, предлагаемыми правительством. Вместо этого, они могут дополнять существующие государственные службы по уходу за детьми и являются примером того, как работники могут организовывать и управлять своими собственными центрами при адекватной государственной поддержке. SEWA выступает в качестве агента общественного мониторинга центров ICDS; он активно работает с ICDS и ее персоналом над улучшением предлагаемых ими услуг, а также обучает членов SEWA услугам, доступным в рамках ICDS, и поощряет их использование (Alfers and Arora, 2016). Опыт SEWA в объединении неформальных работников-женщин и управлении кооперативами по уходу за детьми означает, что у него также есть хорошие возможности для мобилизации усилий по улучшению государственных услуг по уходу за детьми.

Индия: Национальная коалиция по уходу за детьми — FORCES

Форум детских яслей и услуг по уходу за детьми (FORCES) — это национальная сеть организаций по правам женщин, правам детей и правам трудящихся в Индии, стремящаяся улучшить услуги по уходу за детьми с момента рождения до шестилетнего возраста (Ray and Raman 2016). Данная сеть утверждает, что права детей на заботу не могут быть отделены от прав работающих женщин на социальное обеспечение и достойные условия труда. FORCES начал свою деятельность с 17 членов в 1989 году, а в 2015 году у них уже было более 450 организаций-членов, расположенных в 10 штатах Индии.

В 1975 году, в Индии, в экспериментальном порядке были внедрены интегрированные службы развития детей для того, чтобы обеспечить услугами в области здравоохранения, питания и ухода детей от рождения до шестилетнего возраста и кормящих матерей. Сегодня в Индии существует более 1,4 миллиона центров ICDS, которыми пользуются 83 миллиона детей. Это одна из крупнейших государственных служб по уходу за детьми в мире. Однако, есть много опасений по поводу ее качества и доступности услуг.

Читать также ...
Почему не все девочки ходят в школу?

FORCES успешно повлияли на политику по уходу за детьми в Индии, используя несколько различных стратегий. Во-первых, FORCES продвигает юридические права в отношении материнства и ухода за детьми там, где они уже существуют, и выступает за новые правовые положения. FORCES призвали правительство включить услуги по уходу за детьми в Национальный Закон о Гарантиях Занятости в Сельских Районах, чтобы работающие женщины в неформальном секторе могли воспользоваться общественными программами. Во-вторых, поскольку права материнства и уход за детьми пересекаются с многочисленными правительственными инициативами в области здравоохранения, образования, продовольственной безопасности, социальной защиты и занятости, FORCES выстраивает альянсы с другими группами гражданского общества и коалициями, такими как Jan Swasthya Abhiyan (Коалиция за право на здоровье), Сеть по обеспечению права на питание и Коалиция за право на образование. Это повышает авторитет прав материнства и ухода за детьми среди других организаций гражданского общества и может привести к изменению политики. Например, Закон о праве на питание 2013 г. предусматривает выполнение требований в области продовольствия и питания детей в возрасте до шести лет, а также беременных и кормящих матерей через центры ICDS.

Наконец, члены FORCES на уровне штата и страны проводят кампании по уходу за детьми. В Дели FORCES собрали 15 000 подписей и подтолкнули СМИ к освещению вопросов заботы о детях в преддверии государственных выборов 2015 года. В ответ, новая политическая партия обязалась построить 300 государственных яслей. На национальном уровне FORCES хочет провести кампанию с другими союзниками, такими как работники государственных учреждений по уходу за детьми, против решения правительства сократить бюджет для ICDS и продвигать приватизацию центров ICDS, передав их частным компаниям и НПО (Ghosh 2013, Правительство Индии 2015).

Заключение

Примеры показывают, что неформальные работники и их организации могут предпринять множество различных действий для удовлетворения своих потребностей по уходу за детьми. Обеспечение ухода за детьми через кооперативы и рыночные ассоциации, как например в Индии и Гане, может быть способом удовлетворения этих потребностей, когда государственные услуги либо недостаточны, либо недоступны. Однако, каждый из этих примеров также подчеркивает какую роль местные и национальные правительства должны играть в поддержке и продвижении предоставления качественных государственных услуг по уходу за детьми. Системы социальной защиты, направленные на обеспечение гарантированного дохода для всех работников, должны включать услуги по уходу за детьми, адаптированные к потребностям женщин в неформальном секторе — их заработки настолько низки, что им приходится работать, чтобы обеспечивать свои домохозяйства. В каждом примере сила рабочих, требующих большей общественной поддержки услуг по уходу за детьми от правительства, исходит из их собственных организаций и сотрудничества в коалициях с другими организациями гражданского общества. Включение общественных услуг по уходу за детьми более широкую повестку дня работников может укрепить доверие к движению и сохранить участие работников в их организациях. Качественный уход за детьми помогает работающим женщинам зарабатывать и перераспределять их неоплачиваемую работу по уходу. Он также обещает лучшее будущее для их детей, поскольку маленькие дети могут посещать детские учреждения, оставляя время старшим братьям и сестрам, особенно девочкам, на то, чтобы ходить в школу.

Читать также ...
Бесплатное ТиПО: лишь бы выпустить?

 

Библиография:

Alfers, Laura. 2016. “Our children do not get the attention they deserve: A synthesis of research findings on women informal workers and child care from six membership-based organizations.” WIEGO Child Care Initiative. Durban: WIEGO.

Alfers, Laura and Kabir Arora. 2016. “Case Study: Child care Centres for the Children of Informal Economy Workers in Ahmedabad, India.” Ahmedabad: WIEGO.

Association for Stimulating Knowledge & Know How (ASK). 2011. “SEWA Childcare: Impact Assessment Report for Year -2011.” New Delhi: ASK.

FORCES-CWDS, SEWA and WIEGO. 2016. “Workshop on Campaign for Child Care for Informal Workers: Workshop Summary Report — 29-30 June 2016.” New Delhi: FORCES.

Ghosh, J. 2013. “Privatising the ICDS?” Frontline. Available at: http://www.frontline.in/columns/ Jayati_Ghosh/privatising-the-icds/article4710997. ece (accessed 11 October 2016).

Government of India. 2015. “Ministry of Women and Child Development and Vedanta sign MoU to build 4000 ‘next generation’ Anganwadis.” Ministry of Women and Child Development, Delhi. 21-September-2015. Available at http://pib. nic.in/newsite/PrintRelease.aspx?relid=127054 (accessed 12 October 2016).

ILO. 2016. Global Mapping of the Provision of Care through Cooperatives. Geneva: ILO.

Ogando, Ana Carolina and Marina Brito. 2016. “Latin America Scoping Policy Exercise: Considerations on Child Care Services in Brazil and Peru.” Belo Horizonte: WIEGO.

Ray, Savitri and Vasanthi Raman. 2016. “FORCES: Twenty-Five Years of Advocacy in Action.” New Delhi: WIEGO.

Об организации WIEGO

Женщины в неформальной занятости: глобализация и организация — это глобальная сеть исследовательско-политических организаций, которая стремится улучшить положение работающих бедных, особенно женщин, в неформальной экономике. WIEGO создает альянсы и привлекает в свои ряды представителей трех видов организаций: организаций неформальных работников, основанных на членстве, исследователей и статистиков, работающих в неформальной экономике, и специалистов из агентств развития, заинтересованных в неформальной экономике. WIEGO преследует свои цели, помогая создавать и укреплять сети организаций неформальных работников; осуществляя анализ политики, статистических исследований и анализ данных о неформальной экономике; предоставляя политические рекомендации и проводя политические диалоги о неформальной экономике; и документируя и распространяя передовой опыт в поддержку неформальной занятости. Для получения дополнительной информации о нашей деятельности, посетите: www.wiego.org