Просыпаясь в своей стране, каждый из нас так или иначе сталкивается с благами, которые предоставляет нам государство. Задумайтесь: парки, по которым вы гуляете; государственные школы, в которые ходят ваши дети и наверняка ходили вы; поликлиники, которые мы посещаем – все это содержится за счет государственных средств. Государство также отвечает за чистоту улиц, по которым мы ходим, за дороги по которым мы ездим. Государство предоставляет нам услуги безопасности, когда силовые органы ловят и ограничивают свободу преступников или когда, пожарная служба тушит горящие объекты.

Общественные блага – это товары или услуги, к которым неприменим принцип исключения и производство которых обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные выгоды обществу

Общественные блага

В идеале общественные блага должны соответствовать нескольким принципам:

1) Никого нельзя исключить от потребления общественных благ (мы не можем запретить людям гулять по тротуарам);

2) Неконкурентность в потреблении (потребление блага одним человеком не ограничивает потребление другого человека);

3) Признак неделимости (нельзя разложить благо на отдельные единицы мы не можем разделить дорожно-транспортную инфраструктуру).

Сложно найти общественные блага, которые бы соответствовали всем этим трем принципам одновременно, однако такие блага существуют. Если благо необходимо обществу для комфортного существования, но частный сектор по тем или иным соображениям не берется за предоставление этого блага, то государство берет эту ответственность на свои плечи. На самом деле, это одна из ключевых функций государства: если бы частный сектор предоставлял все общественные и около общественные блага, нужда в государстве отпала.

Но человечество еще не придумало, как организовать приватизацию сектора общественных благ. Вдумайтесь, каждый гражданин страны косвенно или напрямую довольствуется тем, что президент, министры и другие представители государства отстаивают позиции общества по важным международным вопросам, однако далеко не каждый гражданин может быть в курсе происходящих международных процессов, которые влияют на качество его жизни.

А теперь представьте, что к вам подходит частное лицо и говорит: “Здравствуйте, я недавно встречался с представителями соседнего государства и договорился с ними: мы можем беспрепятственно ввозить отечественную продукцию на территорию этого государства. Можете не благодарить, с вас 100 тысяч тенге”.

Звучит глупо, но защита интересов общества – это тоже общественное благо, а государство обеспечивает нас всех этим благом. Если мы начнем думать об обществе, как о едином организме, все становится ясно: общество – это мы все. К примеру, министерство финансов — это наш личный бухгалтер, президент – наш личный топ-менеджер, МВД – наш личный охранник и так далее.

Функционирование такого огромного механизма должно быть обеспечено финансово.

Источники доходов государства

Источники доходов государства можно условно разделить на 3 большие группы:

1) В первую очередь государственные доходы формируются за счет налоговых поступлений. То есть мы, как члены организма, который называет себя обществом, согласны отдавать какую-то часть своих персональных доходов под государственное управление, дабы государство обеспечивало нас общественными благами.

2) Казна также пополняется за счет государственной собственности: к примеру, если у государства есть какое-либо здание или сооружение, которое оно сдает в аренду частному сектору, то денежные средства от аренды являются государственными доходами.

3) И наконец, третий источник государственных доходов – это доходы получаемые за счет осуществления международных операций. Когда государство занимает деньги другому государству под процент, то выплаты по процентам пополняют государственную казну. Или, когда бизнесмены из другого государства ввозят свою продукцию на территорию нашего государства, они платят таможенные сборы, которые также пополняют государственную казну.

Ниже представлены данные по государственным доходам и расходам Республики Казахстан в миллионах тенге и в процентах от ВВП. 

Госбюджет общественные блага, дефицит и профицит

Госбюджет общественные блага, дефицит и профицит

Итак, мы знаем, что государство аккумулирует доходы и потом эти доходы тратит на общественные блага. Однако ввиду того, что потребности общества весьма обширны, сам процесс аккумулирования и распределения доходов на общественные блага нуждается в тщательном планировании.

Государственный бюджет – это совокупность финансовых смет всех государственных органов в котором определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну

Иными словами, государственный бюджет — это план расходов и доходов государства на период. Как вы наверняка уже догадались, государственный бюджет, несомненно, является одним из наиболее важных элементов государственной деятельности. Бывает так, что государство рассчитав потенциальные затраты видит, что доходов за период планируется получить больше. Тогда мы имеем дело с профицитом государственного бюджета. 

Профицит государственного бюджета возникает, когда запланированные доходы государства превышают запланированные расходы

Государственный бюджет: Куда девается профицит?

Зачастую за счет профицита бюджета пополняются разного рода государственные фонды и золотовалютные резервы страны. Иногда за счет профицита государство погашает государственный долг. Профицит – довольно приятное слово и несомненно, профицит бюджета не может быть плохой новостью.

Но бывает и так, что государство запланировав все расходы понимает, что потенциальных доходов не хватит на покрытие всех необходимых затрат. В этом случае мы имеем дело с дефицитом государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета – это когда запланированные расходы превышают запланированные доходы государства

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета свидетельствует, что потенциала государства генерировать доходы не хватает на покрытие всех общественных нужд в стране. Однако дефицит государственного бюджета – не всегда вещь негативная. Если не верите мне – поверьте Джону Мейнарду Кейнсу, чей подход помог развитым странам выйти из Великой депрессии 1930-х. Если коротко, совет Кейнса таков: иногда государствам следует специально генерировать дефицит государственного бюджета, увеличивая государственные расходы, чтобы перезапустить деловую активность. 

При дефиците бюджета государство вынуждено искать дополнительные средства для финансирования расходов. Наиболее популярными средствами покрытия дефицита госбюджета является привлечение заемных средств, как внутри страны, так и за рубежом. Так формируется государственный долг.

Большинство государств мира живут в режиме дефицита государственного бюджета, однако существует ряд стран с высоким потенциалом государства генерировать доходы – это, как правило, страны с богатыми природными ресурсами как нефть и газ. В список таких стран входит и Казахстан.

В мире-утопии, государственные служащие ставят интересы общества выше своих.  но реальность сурова: всюду, где есть государственная служба, есть и коррупция. Более того, экономическая наука убедительно доказывает: ввиду отсутствия стимулов государственное управление при прочих равных условиях всегда будет менее эффективным, чем частное. Но зачем мы заговорили об этом, сразу же после того, как упомянули, что Казахстан является государством с высоким потенциалом государственных доходов?

Когда отдельные государственные служащие сталкиваются с ответственностью управления огромными потоками «свободных» денежных средств, вероятность коррупции и мотивация преследовать собственные интересы в ущерб общественным существенно возрастает. Чтобы как-то минимизировать вероятность такого исхода во многих богатых ресурсами государствах действуют законы, обязывающие правительство перечислять все госдоходы, полученные от национальных ресурсов, в некий суверенный фонд, который призван сохранить богатства страны для будущих поколений. В Казахстане эту функцию выполняет Национальный фонд РК. 

Основная идея такой политики заключается в том, чтобы постараться покрыть все общественные нужды без помощи доходов от ресурсов страны, как если бы, нефти и других ресурсов у страны не существует. Иными словами, государство старается удовлетворить общественные нужды используя доходы от остальных отраслей экономики и уже потом, если формируется дефицит государственного бюджета, государство имеет право запросить какой-то процент от поступлений в этот суверенный фонд.

Национальный фонд

В разных странах это работает по-разному, в Казахстане, когда формируется бюджет на 3 года, так же рассчитывается гарантированные поступления в бюджет из Национального фонда. Как правило, эти средства в основном расходуются на государственные программы, несущие функцию развития страны. Также средства Нацфонда могут быть направлены на стабилизацию разного рода социально-экономических шоков.

Дефицит (профицит) бюджета без трансфертов из суверенного фонда называют ненефтяным дефицитом (профицитом) госбюджета

В Казахстане объем гарантированных трансфертов утверждается в бюджете и публикуется, у нас есть возможность проанализировать баланс государственного бюджета без учета поступлений из Нацфонда. Многие эксперты полагают, что данные по ненефтяному дефициту (профициту) бюджета показывают нам альтернативную реальность, в которой Казахстан не является обеспеченной ресурсами страной. Однако это очень поверхностное и ошибочное суждение. Ненефтяной бюджет тоже не дает картины реалистичной альтернативы. 

Само присутствие нефтяного сектора косвенным образом существенно влияет и на развитие других отраслей. Люди занятые в секторе получают, как правило высокий доход, который позволяет им потреблять больше товаров и услуг. Соответственно, за счет нефтяного сектора формируются доходы остального населения. С другой стороны, если бы не было нефти, люди, занятые в нефтяном секторе, возможно, нашли бы применение в других отраслях экономики и смогли бы зарабатывать еще больше, чем в нефтянке. 

Государственный бюджет: Дефицит

Ниже представлены данные по дефициту (профициту) государственного бюджета Казахстана с учетом и без учета трансфертов из Национального фонда.

Дефицит государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета ВВП, бюджет

Читать также ...
Как вычисляют социальное пособие?