28 ноября 2019 года в Лондоне в одном из ведущих исследовательских центров Великобритании Chatham House был представлен доклад по Казахстану на основе исследования на тему «Казахстан: испытание переходным периодом». Ранее Ekonomist публиковал синопсис данного доклада.
В рамках презентации доклада состоялась дискуссия с авторами доклада и экспертами из Казахстана и Великобритании о проблемах и вызовах стоящих перед Казахстаном.
Основатель проекта Ekonomist Касымхан Каппаров принял участие в данной дискуссии и указал на вызовы в экономике и вопросы, которые правительству Казахстана придется решать для поддержания темпов роста экономики и обеспечения благосостояния граждан.
Вызовы Казахстана можно условно разделить на два основных блока — макроэкономический и социальный.
Макроэкономические вызовы
«На сколько времени хватит средств Национального фонда для обеспечения макроэкономической стабильности в Казахстане?»
Это основной вопрос, который волнует внутренних и внешних инвесторов. Основными вызовами для сохранения средств Национального фонда являются повышение расходов государственного бюджета на социальные расходы и на поддержание государственного и частного бизнеса через субсидирование, растущий вывод капитала из страны и давление на обменный курс.
«Сколько сейчас составляет общий размер долга по которому государство будет предоставлять помощь?»
Невидимый государственный долг и размер корпоративного долга, по которому государство готово принять на себя обязательства является важным вызовом для Казахстана. В данный момент правительство занимается тем, что переводит внешний долг государственных компаний во внутренний за счет внутренних заимствований, в первую очередь из пенсионного фонда — ЕНПФ. При этом недостаточно внимания уделяется повышению эффективности работы самих государственных компаний. Не менее важным является наличие заимствований частных компаний — банков, агрокомпаний и производителей, по которым правительство готово оказывать поддержку для снижения риска роста социальной напряженности. В этом плане важным индикатором является проходящая сейчас в Казахстане проверка балансов коммерческих банков (AQR) — главным вопросом является следущий — будет ли государство и дальше продолжать практику предоставления помощи банкам из Национального фонда и других государственных фондов или решит, что проблемы частных банков должны решаться в первую очередь за счет их акционеров?
«Продолжит ли частный сектор сжиматься или произойдет его восстановление?»
Развитие частного сектора является последним по очереди, но не по важности вызовом для Казахстана. Данный вопрос стал особенно актуальным после девальвации национальной валюты в 2015 году, которая стала причиной падения количества активных малых и особенно средних предприятий. Количество средних предприятий с 2014 года снизилось в два раза и вернулось на уровень начала 2000-х годов. Имеющиеся политические риски и фискальная политика являются главными барьерами для консолидации малых компаний и роста числа средних предприятий.
Социальные вызовы
Растущая бедность
Проблема бедности снова приобретает актуальность в Казахстане и поднимает вопрос эффективности социальной помощи для социально уязвимых групп населения. В 2019 году произошел резкий рост получателей социальной помощи до 400 тысяч семей. В итоге более 2 миллионов граждан сейчас испытывают трудности с обеспечением достойного уровня жизни. По оценке Всемирного банка уровень бедности в Казахстане достиг 20%, при этом официальная оценка в 4.3% на протяжении многих лет остается практически неизменной.
Социальная нагрузка на бюджет
Если оценка Всемирного банка верна, то количество граждан Казахстана имеющих доход ниже черты бедности составляет более 4 миллионов граждан или в 2 раза превышает текущее количество людей получающих социальную помощь от государства. В таком случае логично предположить, что количество граждан, которые обратятся за социальной поддержкой может увеличиться вдвое уже в среднесрочной перспективе и это приведет к росту социальной нагрузки на государственный бюджет.
Рекомендации
Для формирования адекватного ответа на указанные экономические вызовы правительству Казахстана необходимо предпринять следующие меры, и желательно в самое ближайшее время.
Во-первых, необходимо сместить фокус государственной политики с поддержки неэффективных отраслей на развитие новых секторов экономики, которые со временем смогут конкурировать с традиционными секторами по степени влияния на процесс принятия решений и в распределении ресурсов в экономике. Имеющиеся отрасли в экономике во многом нацелены на извлечение ренты за счет экспорта ресурсов и получения помощи из государственного бюджета. Реформирование данных отраслей требует большой политической воли и представляется труднодостижимым в среднесрочной перспективе.
Во-вторых, правительство должно сфокусироваться на развитии средних компаний и среднего класса как гарантов долгосрочной стабильности и базы для проведения долгосрочных экономических и политических реформ. На данный момент средние компании играют незначительную роль в экономике, а размер среднего класса продолжает снижаться, что негативно отражается на развитии внутреннего спроса, банковского сектора и фондового рынка.
В-третьих, правительство должно начать создавать условия для внутренних и внешних инвесторов, с использованием инструментов приватизации и внедрением принципа «наивысшего дохода» для государственного бюджета. В период падения деловой активности и, как следствие, снижения налоговых поступлений в бюджет, правительство должно перейти к снижению размеров государственного присутствия в экономике и созданию условий для частного бизнеса. Приватизация, которая активно началась во время резкого падения цен на нефть в 2014-2015 годах, должна быть продолжена с большей степенью прозрачности, которая сможет повысить степень доверия граждан к решениям правительства. Важным показателем успешности проводимых реформ станет привлечение глобальных компаний для создания производств в Казахстане, что послужит источником новых технологий и будет способствовать дальнейшему развитию человеческого капитала в стране.
Social Media