Волонтерство, в той или иной его форме существует издавна, о чем вполне красноречиво свидетельствует история любого общества и страны. Тем не менее, сегодня этот феномен вызывает больше вопросов, нежели ответов, воспринимается неоднозначно. 

В первую очередь речь идет о таких вопросах как: какую роль в его развитии должно играть государство? Принуждать или поощрять, или вообще никак не вмешиваться? Когда волонтеры сообщают о тех делах, которые они делают во благо других, это хвастовство или побуждение и распространение практики? В рамках этой статьи я хотела бы остановиться на этих вопросах и рассмотреть развитие волонтерства в Казахстане.

 

Что такое волонтерство?

Стоит начать с того, что такое волонтерство. Наиболее общее из принятых в западной социологии определений описывает волонтеров как людей, которые помогают другим, не ожидая платы или взаимности, а волонтерство — как дея­тельность, направленную на улучшение качества жизни других людей.

Развернутое определение волонтерской деятельности включает шесть элементов:

1) свободный выбор;

2) отсутствие оплаты или другой материальной компенсации;

3) это не должна быть помощь, основанная на выполнении родственных или дружеских обязательств;

4) спланированный характер деятельности, не спонтанный эмоциональный порыв;

5) регулярная, продолжительная по времени деятельность;

6) деятельность в рамках организации.

Определяющими здесь являются система взаимосвязанных действий и гражданское взаимодействие.

 

Зачем нужно волонтерство?

Волонтерство нужно как для отдельно взятой личности, так и для общества, бизнеса и государства.

С точки зрения отдельно взятой личности волонтерство несет реализацию личностных потребностей индивида, как идеалистических, так и вполне прагматичных. Формируя у граждан чувство принадлежности к общности на локальном, национальном или глобальном уровнях, волонтерство способствует их самореализации и самосовершенствованию. Сегодня в зарубежных концепциях все большее значение придают аспекту ценности волонтерства для самих волонтеров, совмещению собственных интересов с помощью другим. В рамках данного подхода волонтерство рассматривается как содержание серьезного досуга.

Что касается прагматических основ приобщения к волонтерству, то речь идет о пробе себя на пути к карьере, приобретение дополнительных знаний, навыков и квалификации, поиске площадок для исследований, рекомендаций для приема на работу. В развитых странах работодатели склонны принимать на работу людей, имевших опыт волонтерской деятельности, расценивая это не только как трудовой стаж, но и показатель сознательности, умения работать в команде.

Волонтерство служит повышению роли некоммерческих и общественных организаций, обеспечивает возможность для участия широкого круга лиц в политической, социально-экономической и культурной жизни общества, в том числе в решении острых социальных проблем, способствуя тем самым, развитию и укреплению гражданского общества.

Волонтерство напрямую влияет на социализацию молодежи, помогая противостоять негативному социальному воздействию, способствует формированию у нее активной жизненной позиции. Корпоративное волонтерство является одним из важнейших способов проявления социальной ответственности бизнеса.

Волонтерство можно воспринимать как проявление общей ответственности за судьбу общества на местном и более глобальном уровнях. Показательной в этом ключе является точка зрения главы добровольного общества “Милосердие” Аружан Саин: «Если мы хотим в стране справедливости, чтобы у нас люди, попавшие в беду, получали своевременную помощь, это не всегда государство должно делать. Это нормально, когда общество решает участвовать в социальной жизни своей страны и решении проблем своих сограждан».

 

Читать также ...
Влияние маленького сообщества

Проблемы в сфере

На сегодняшний день волонтерство не является распространенным явлением в повседневной жизни казахстанцев. Чем обусловлено то, что волонтерство не получает значимого распространения?

Одной из точек зрения в этом отношении является мнение о том, что определяющим в этом ключе является «наследие советской эпохи». Речь идет об опыте принуждения к общественно полезным занятиям, который и сегодня продолжает подавлять внутреннюю мотивацию граждан, в том числе влияет на негативное отношение населения к инициативам государства. Здесь же кризис социального капитала — «всеобщее недоверие», особенно среди тех, «кому волонтеры оказывают поддержку», а также многолетний экономический стресс, который оставил бывшим советским гражданам мало энергии для занятия волонтерством.

К числу других причин исследователи относят:

  • Проблемы организационного характера, отсутствие организационной и физической инфраструктуры волонтерства, что влияет на стихийное объединение людей и активизацию волонтерской деятельности вне институционализированных структур.
  • Фрагментарность волонтерской общности в стране, которая препятствует как взаимодействию различных групп в самом сообществе, так и отражается на низком уровне вовлеченности граждан в волонтерскую деятельность.
  • Трудности идентификации волонтерской общности, отсутствие четкого представления об общности волонтеров в массовом сознании населения, что порождает отсутствие социальной нормы волонтерской деятельности.
  • Сложности институционального взаимодействия волонтерства и власти.
  • Отсутствие государственной политики развития волонтерства, отсутствие системы целенаправленной и последовательной подготовки молодежи к работе в качестве волонтеров. Распространенность восприятия волонтерства как имиджевых мероприятий, вследствие реализации полупринудительного квазиволонтерства — массовых и, как правило, разовых акций. Данный факт влияет на ограниченной включенности молодежи в волонтерскую деятельность.
  • Недостаточное освещение и интерес со стороны СМИ, которые сосредоточены на негативных новостях, помогающих им иметь высокие рейтинги.

 

Роль государства в развитии волонтерства

Вопрос о том, какова должна быть роль государства в развитии волонтерства обсуждается во многих странах.

Интересна в этом ключе теория американского социолога Лестера Саламона, который выделил четыре «добровольческих провала» — фактора, при наличии которых государственное регулирование и поддержка общественного сектора обоснована и оправдана. 

Перечислим их:

1) благотворительная недостаточность;

2) благотворительный партикуляризм и фаворитизм;

3) благотворительный патернализм;

4) благотворительный дилетантизм.

Кроме того, исследователь отметил, что на уровне самоорганизации отсутствует формальное закрепление ответственности волонтеров друг перед другом и перед объектом, которому оказывается помощь, предоставляются те или иные услуги, что также может выступать проблемой с точки зрения управления членами волонтерской общности.

В разных странах по-разному определяют и возможность получения денежной компенсации для участников волонтерской деятельности. Суть определений волонтерства в Европе и США — частичная занятость без какой-либо оплаты в сфере НКО; для трактовок волонтерства во многих развивающихся странах характерна частично оплачиваемая занятость неполный рабочий день. Подчеркивается, что денежная компенсация для участников является минимальной.

Поддержка волонтерства, получение частичной материальной компенсации за результаты труда, позволило исследователям выделить новый тип волонтерства, который условно обозначен как «полуволонтерство». На его развитие и распространение повлияли как объективные, так и субъективные факторы. В их числе и вынужденный выбор деятельности, обусловленный влиянием внешнего социального контекста, желание граждан заработать из-за отсутствия постоянного трудоустройства.

Здесь же стоит отметить и феномен «принудительного волонтерства», который получает распространение, как подчеркивают исследователи, и во вполне демократических странах в отношении зависимых категорий населения. Для них участие в волонтерской деятельности становится условием для получения пособия по безработице в некоторых странах Европы, или возможностью поступления иммигрантов на квалифицированную работу.

Сложно не согласиться с теми исследователями, которые полагают, что волонтерство, лишенное своей основной составляющей — свободной воли — теряет большую часть своих «полезных свойств». 

Исследования показали, что принудительное волонтерство не столько содействует молодым безработным в трудоустройстве, сколько ухудшает их душевное здоровье. Тогда как в отношении молодежи он чреват «драматическим сокращением будущей волонтерской мотивации участников».

Поэтому речь должна идти не о мерах принуждения, а о мерах стимулирования.

В условиях Казахстана государство взяло на себя роль регулирующего органа. Так, при поддержке государства ведется работа по созданию Единой информационной платформы волонтера, что позволит преодолеть фрагментированность сферы. В рамках Года волонтера (2020) намечен целый ряд проектов, направленных на популяризацию и расширение практики волонтерства в стране, в первую очередь речь идет о студентах, которых будут стимулировать финансово.

Усилия государства в развитии волонтерства могут столкнуться с рядом вызовов, которые в итоге могут повлиять на то, что когда государственные вливания в сферу закончатся, практика волонтерства вернется в прежнее русло, не получит распространения.

В числе этих вызовов в первую очередь принуждение к занятию волонтерской деятельностью, повторение того опыта, когда принуждение вызвало отторжение практики, повлияло на восприятие ее как искусственной, фальшивой. Важно сделать практику волонтерства «престижной», при этом пропаганда должна носить продуманный характер, не вызывать обратный эффект. Именно престижность деятельности в обществе является одним из основных факторов определяющих мотивацию волонтеров к добровольческой деятельности.

 

Что может быть сделано для развития сферы?

Когда компании и отдельные граждане говорят о своей социальной работе, они, во-первых, становятся примером, мотивируют других, во-вторых, они, тем самым, выносят реальные социальные проблемы на более высокий уровень общественного внимания, не умалчивают их. Волонтерская деятельность должна быть популяризирована на разных уровнях.

Большое значение имеет и практика применения мер поощрения в отношении тех коммерческих организаций, предпринимателей и физических лиц, которые участвуют в благотворительности, занимаются волонтерством. Данный подход широко распространен в развитых странах, когда социально ответственные компании получают преференции от государства. 

Большое значение будет иметь и налаживание эффективного взаимодействия между волонтерскими организациями и государством. Сегодня зачастую проявляется неоднозначная реакция чиновников на волонтерскую деятельность, когда добровольцев зачастую воспринимают как непрофессионалов и лиц, неподготовленных работать в критических ситуациях. 

По данным президента страны, Касым-Жомарта Токаева, сегодня всего 6% казахстанцев является активными волонтерами, тогда как тех, кто хотел бы и готов принять участие в волонтерской деятельности 48%. То есть правильные, продуманные шаги в этом направлении будут поддержаны каждым вторым гражданином страны.