В то время как в Казахстане излюбленными и популярными среди населения местами для шоппинга все еще являются торговые центры или магазины у дома, во всем мире продажи перемещаются в относительно новую сферу, называемую электронной коммерцией.

Проникновение онлайн-торговли в жизнь потребителей неуклонно растет без признаков замедления с 1994 года. Офлайн-продажи по-прежнему остаются наиболее распространенным вариантом покупок по всему миру, но с каждым годом e-commerce занимает все большую долю на рынке, постоянно увеличивая объемы реализуемых товаров, а также подключая новые области и сферы деятельности.

 

Что такое электронная коммерция?

Из многих вещей, которые революционизировал интернет, бизнес является одним из самых значимых. Это привело к тому, что называют электронной коммерцией – платформой, которая позволяет владельцам бизнеса создать идеальную нишу для своих брендов.

Электронная торговля относится к коммерческим онлайн-транзакциям. Всякий раз, покупая и продавая через интернет, вы участвуете в электронной коммерции. Главным преимуществом в электронной коммерции является доступ. Круглосуточный, легкий, быстрый и международный доступ позволяет посетителям просматривать и делать покупки в любое время. Также стоит отметить широкий ассортимент товаров и услуг для потребителя.

Подключившись к интернету, покупатели могут приобретать товары практически в любом месте с любого устройства. Пять лет назад доля электронной коммерции в объеме розничных продаж в мире была почти в два раза меньше. В 2015 году только 7,5% всех розничных продаж было совершено в интернете, в то время как в 2019 году это число выросло до 14,2%, что составило 3,5 трлн долларов. Statista прогнозирует, что в ближайшие четыре года 22% розничных продаж будет приходиться на каналы онлайн-покупок.

В годовом выражении объем электронной торговли растет в среднем на 23%, и, согласно данным eMarketer, глобальные продажи электронной коммерции превысят 4 трлн долларов в 2020 году — и это ритейл!

Хороший пример влияния электронной коммерции на физические продажи – продажи на американском рынке, которые происходят в Черную пятницу (последняя пятница ноября) и Киберпонедельник (следующий за Черной пятницей понедельник). Черная пятница – день самых больших физических покупок, Киберпонедельник – покупок онлайн. Согласно данным Rakuten Marketing, в 2017 году в Киберпонедельник, когда продажи проводятся исключительно через интернет, выручка выросла на 68%.

 

Что продается посредством электронной коммерции?

Некоторые категории продуктов по умолчанию проще приобрести через интернет, поскольку они потребляются на подключенных устройствах и лучше подходят для этой среды. Например, отчет Nielsen за 2018 год о состоянии электронной коммерции основан на опросе, в котором приняли участие более 30 тыс. онлайн-потребителей в 64 странах. В нем говорится, что самыми популярными категориями онлайн-покупок являются: одежда, обувь, косметика – 61% и путешествия – 59%. Книги и фильмы были третьей по популярности категорией – 49%. IT-продукты и мобильные устройства заняли четвертое место с 47%, а билеты на мероприятия – 45%.

Это довольно точное представление о современных основах электронной коммерции и глобальных потребительских привычках исходит из мнений и данных стран Европы, Латинской Америки, Северной Америки, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки.

Исследование BigCommerce показало, что американцы примерно одинаково разделились на два фронта: онлайн-покупки против офлайн-покупок. 51% американцев предпочитают электронную коммерцию, а 49% предпочитают физические магазины. Однако 67% миллениалов (люди, родившиеся с 1980 по 2000 годы) предпочитают делать покупки онлайн.

 

Индустрия электронной коммерции выросла до 24 млн интернет-магазинов.

Однако монополия, которой владеют Amazon, Etsy и Aliexpress, настолько велика, что любой малый бизнес, который хочет продавать товары в интернете, должен выбрать уже существующий канал. Даже eBay отстает от 7% продаж электронной коммерции.

Что касается Казахстана, электронная коммерция находится на начальном этапе стадии бурного развития. Все больше граждан Казахстана переходят на безналичную систему платежей. За 2019 год количество держателей карт увеличилось на 51,9%, в обращении находится 31,9 млн платежных карточек. Годовой рост – 40,6%.

В 2019 году доля расчета посредством карт от оборота выросла с 29,2% до 45,5%. Объем безналичных платежей на территории РК достиг 13,3 трлн тенге, был отмечен рост за год в 2,4 раза. Объем выданной наличности с использованием платежных карточек вырос лишь на 20% и составил 15,9 трлн.

Среди регионов РК лидером по объему безналичных платежей с использованием платежных карт является Алматы (7,3 трлн, рост за год в 2,1 раза). Сокращение объема наблюдается лишь в Акмолинской области (на 10,4%, до 132,6 млрд). По годовому росту объема лидируют Кызылординская область (увеличение в 5,2 раза, до 159,1 млрд), Жамбылская (в 4,5 раза) и Алматинская (в 3,8 раза) области.

 

Читать также ...
В тренде устойчивость: кто и как раскрывает ESG-информацию в Казахстане?

Будущее электронной коммерции в Казахстане

Вместе с переходом жителей на безналичный способ оплаты, государство тоже делает уверенные шаги к внедрению электронной коммерции на рынок Казахстана. В 2019 году была запущена программа «Школа интернет-экспортера». Ее цель — развитие и увеличение количества казахстанских товаропроизводителей на международных электронных торговых площадках, таких как Alibaba.com, eBay.com и другие.

«Мы провели работу с Alibaba, вместе с НПП отобрали 50 предприятий, которым помогаем выйти на онлайн-площадку, для этого выделены ресурсы. Мы помогли купить соответствующие сертификаты в Alibaba. И уже с января следующего года 50 предприятий будут выведены на международную платформу со статусом «Золотой поставщик», а шесть компаний уже представлены на eBay и Etsy», — сказал министр торговли и интеграции Бахыт Султанов.

Премьер-министр РК Аскар Мамин отметил, что к 2025 году объем покупок на казахстанских интернет-площадках увеличится до 500 млрд тенге и составит 5% от общей розничной торговли. Ожидаемый доход от логистических компаний от транзита в рамках электронной коммерции вырастет до 1,3 трлн тенге. По его словам, рынок онлайн-торговли обладает большим потенциалом для создания новых рабочих мест. 

Согласно планам правительства РК, изложенным в программе “Цифровой Казахстан” (декабрь 2017 года), доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли в 2022 году должна достичь 2,6%, то есть вырасти на две трети к 2016 году. 

Инструменты развития, применяемые в Казахстане, в мире хорошо знакомы: развитие бесконтактных платежей (Apple Pay, Samsung Pay), кэшбэки и бонусы от банков, распространение безнала через массовое внедрение POS-терминалов. Развитие электронной коммерции в этом случае идет рука об руку со снижением доли теневой экономики.   

Однако превысить эти показатели удалось со значительным опережением. По официальным данным, только за 2019 год рынок e-commerce в РК вырос в 1,8 раз, превысив 700 млрд тенге. Доля электронной торговли в розничной торговле за год выросла с 2,9 до 3,7%. Количество активных онлайн-покупателей увеличилось на 39% – с 2,3 до 3,2 млн человек, а число интернет-магазинов перевалило за 2000.

Мировой тренд – торговля переходит на онлайн-платформы. Традиционные – офлайновые – покупки больше не являются нормой.

Граница между электронной коммерцией и обычными магазинами становится все более размытой. И одно ясно точно – физические магазины без веб-сайтов и возможности покупки онлайн уже вытесняются конкурентами. Поэтому, если у вас есть бизнес, то сейчас самое время расширить его присутствие в интернете. 

 

Читать также ...
Новые займы госфондов: Байтерек, Баспана и акиматы