Обзор новостей KASE за 14-18 октября 2019 года

Уважаемые читатели, в рамках нашей рубрики «10 коров Казахстана» мы делаем обзор новостей Казахстанской фондовой биржи (KASE), в которых упоминаются использование государственных средств и средств квазигосударственного сектора.

Государственный сектор 

Бюджет

14 октября Министерство финансов Казахстана привлекло на KASE 5,8 млрд тенге, разместив МЕУКАМ-84 с доходностью к погашению 9,81% годовых.

Вероятнее всего, бумаги выкупил пенсионный фонд. На 1 сентября 2019 года, в ЕНПФ купил бумаг министерства финансов (то есть финансировал бюджет) на сумму в 3,9 трлн тенге, которые с учетом прироста стоимости на эту же дату оценивались в 4,05 трлн тенге.

В отчете KASE по итогам трех кварталов отмечается, что объем торгов государственными ценными бумагами (ГЦБ) на Казахстанской фондовой бирже составил 1,6 млрд тенге и вырос относительно соответствующего периода 2018 года на 22,3%.

Торги ГЦБ отражают потребность госбюджета в финансах и привлекательности самих инструментов с точки зрения участников рынка. Если произошел такой значительный рост, вероятнее всего в бюджете ощущается нехватка финансов на заявленные программы.

Мы также не исключаем, что речь идет о недоборе налогов в виде «живых денег». То есть, когда Комитет государственных доходов Минфина отчитывается о сборе налогов, речь часто идет о начисленных средствах, а не о собранных.

Даже в случае выполнения плана по сбору средств, более 30% госбюджет получает из Национального фонда. 

«Баспана»

Ипотечная организация «Баспана» погасило свои облигации.

Общая сумма выплат по указанным облигациям составила 20,9 млрд тенге, в том числе основного долга (суммарной номинальной стоимости облигаций) — 20 млрд тенге, второго купонного вознаграждения — 897 млн тенге.

Квазгосударственный сектор

КТЖ

Национальная компания “Казакстан темир жолы” объявила о предложении о выкупе и получении согласия в отношении международных облигаций на сумму 780 млн долларов со ставкой вознаграждения 4,85% годовых и сроком погашения в 2027 году.

Долгосрочные обязательства КТЖ летом составляли 1,6 трлн тенге, краткосрочные (то есть подлежащие погашению в течение года) – 317 млрд тенге.

Вероятнее всего, КТЖ хочет выкупить свои облигации чтобы оптимизировать долговую нагрузку в иностранной валюте, а именно – не платить около 40 млн долларов дивидендов в год только по этому выпуску.

У КТЖ ряд сложностей с пассажирскими перевозками, ремонтом вагонов и другими проектами. Для полноценного развития КТЖ пригласили иностранных менеджеров.

БРК

Банк развития Казахстана и «Казахтелеком» подписали соглашение об открытии кредитной линии для финансирования проекта по обеспечению широкополосным доступом к интернету (прокладка ВОЛС) отдаленных сел. Банк предоставит заем в сумме 26,7 млрд тенге сроком до 13 лет. Со своей стороны «Казахтелеком» в качестве инициатора проекта, задействует собственные средства в размере 31,1 млрд тенге. Ожидается, что финансирование, предоставленное банком, позволит реализовать проект максимально эффективным способом.

Другая новость о БРК связана с поддержкой автопрома. Банк направляет 20 млрд тенге на поддержку казахстанского автопрома в рамках программы Национального банка РК.

В релизе банка говорится, что БРК «осуществляет поэтапное кредитование банков второго уровня с целью финансирования физических лиц – покупателей казахстанских легковых автомобилей за счет средств Национального банка РК».

С этой целью БРК путем выпуска облигаций осуществил заимствование у Казахстанского фонда устойчивости (дочерняя организация НБ РК). Кредитование покупателей легкового автотранспорта осуществляется в рамках Программы кредитования покупателей легкового автотранспорта отечественного производства от 31 мая 2019 года.

Первый транш в рамках новой программы в размере 14,5 млрд тенге направлен

следующим коммерческим банкам:

— Сбербанк (7,5 млрд тенге);

— Народный Банк Казахстана (4 млрд тенге);

— Банк ВТБ (Казахстан) (3 млрд тенге).

Оставшаяся часть в размере 5,5 млрд тенге будет направлена банкам второго

уровня и освоена до конца текущего года.

Крупнейшим игроком в автокредитовании является Евразийский банк. Спрос на отечественные автомобили находится на высоком уровне. Достаточно сказать, что очередь на машины растягивается на несколько месяцев – предложение не поспевает за спросом: денег по госпрограммам и автомобилей не хватает.

Читать также ...
ESG и КазМунайГаз: почему нефтяной нацкомпании важно оценивать ESG-риск?