В этом году Минздрав РК проводит важную работу по внесению изменений и дополнений в главный документ здравоохранения – Кодекс о здоровье населения и системе здравоохранения РК. Разработчики предусматривают создание нового игрока системы здравоохранения – национального оператора. За этим решением скрываются системные риски. 

Национальный оператор предложению регулятора будет функционировать в форме акционерного общества. Новая организация призвана решать как научно-практические и исследовательские задачи, в том числе заниматься консалтинговыми услугами, так и оказывать медицинскую помощь и сопровождать инвестиционные проекты в области здравоохранения. 

Изменения функциональной карты игроков системы здравоохранения не может не повлиять на рынки медицинских услуг, консалтинговых и исследовательских услуг, относимых к сфере здравоохранения.

Политика. Национальный оператор будет влиять на формирование политики здравоохранения: принимать участие в разработке и реализации госпрограмм.

Технологии. Новая структура будет влиять на технологическое развитие отрасли через функции по апробированию, внедрению и выполнению трансферта инновационных медицинских технологий в медицинские организации и медицинские вузы.

Правила игры. Нацоператор будет проводить доклинические (неклинические) и клинические исследования лекарственных средств и медицинских изделий, определять правила взаимодействия между участниками через вовлеченность в разработку и внедрение стандартов в организациях здравоохранения. Также он получит возможность выполнять консалтинговые электронные услуги.

Управление. Организация призвана реализовывать инвестиционные проекты и проекты государственно-частного партнерства, где скорее всего работы будут ограничиваться техническим сопровождением проектов.

Последнее десятилетие, система здравоохранения РК переживает ряд масштабных реформ. Наверняка, у разработчиков имеется ряд системных мер по предупреждению рисков, связанных с созданием национального оператора. Но все же отметим их.

 

Читать также ...
Риторика прозрачности: здравоохранению нужны инструменты

Вертикаль: сбалансированность функций национального оператора

Безусловным достижением реализации идеи создания Единой национальной системы здравоохранения, является переустройство модели государственного управления здравоохранением, которая была монолитной и вертикальной – Советская модель управления здравоохранением. К важному системному достижению можно отнести функциональную модель отношений, где есть закупщик и поставщики медицинских услуг. А между ними функционирует система закупа с едиными государственными тарифами на медицинские услуги. Это позволило заложить основы функционирования рыночных отношений.

Необходимо отметить, что именно данное разделение функций позволяет все эти годы реализовывать государственные инициативы в секторе здравоохранения по повышению качества (привязка персональных конечных результатов оказания медицинской помощи к выплате средств поставщикам, контрактные отношения между фондом и поставщиками) и доступности медицинских услуг благодаря развитию конкуренции между поставщиками.

Наделение национального оператора несколькими взаимоусиливающими функциями создает искусственное конкурентное преимущество перед остальными участниками рынка.

Функциональная модель нацоператора включает в себя роль (а) активного участника формирования политики, (b) системного клинического исследователя, (с) регулятора правил поведения всех участников рынка, (d) «банка» медицинских технологий, (i) финансового института. 

Не исключается обратный эффект, когда концентрация функций у национального оператора будет препятствовать эффективной работе по отдельным направлениям из-за конфликта интересов. Множество целей будет дезориентировать менеджеров, в итоге им придется жертвовать одними целями ради других. 

 

Конкуренция: как создание нацоператора отразится на рынках?

На сегодня на рынке медицинских услуг РК работает более 2000 медицинских организаций, которые в том числе оказывают населению амбулаторно поликлинические услуги и больничные услуги в рамках договоров с Фондом социального медицинского страхования (ФСМС). В 2019 году объем выплат ФСМС указанным медицинским организациям составил более 1 трлн тенге, из которых бюджет на амбулаторные услуги определен в размере более 300 млрд тенге, на лекарственное обеспечение на уровне поликлиник более 80 млрд тенге, на больничные услуги более 400 млрд тенге.

Со следующего года со стартом выплат за оказанные медицинские услуги в рамках ОСМС общий объем денежных средств планируется увеличить на 51%. Это должно повысить доступность медицинских услуг для населения.

Медицинскими организациями оказывается 416 высокотехнологичных и дорогостоящих медицинских услуг для населения. Национальный оператор будет оказывать все виды медицинских услуг, а также осуществлять апробирование и внедрение новых технологий.

Для этого организации потребуется соответствующее материально-техническое оснащение. Необходимо провести реструктуризацию действующих инфраструктурных мощностей, либо вводить новые, что потребует значительных капвложений. Инвестиции потребуются вне зависимости от выбранного варианта, ведь оператор ставит цель сформировать передовую научную базу. По поводу источников капитальных вложений в проекте кодекса ясности нет.

Национальный оператор намерен оказывать медицинские услуги, то есть станет новым игроком конкурентного рынка. В целом это должно положительно отразится на доступности медицинских услуг для населения. Тут следует напомнить, что на этой ниве уже работают национальные и республиканские медцентры и институты. Однако большая часть национальных и республиканских центров, институты сконцентрирована в Алматы и Нур-Султане – до регионов они не дотягиваются. 

В 2020 году планируется увеличить на 81% (с 23 до 41 млрд) объемы денежных средств для закупа высокотехнологичных медицинских услуг и стационарных услуг на 31% (с 72 до 95 млрд). Поставщики медицинских услуг готовы оказывать больше медицинских услуг населению, однако оплату за пациентов осуществляет ФСМС, бюджет которого ограничен. Рост расходов в свою очередь приведет к росту объема всех видов медуслуг, но в особенности – высокотехнологичных. Подтянется кадровый и технологический потенциал ведущих центров. 

Национальный оператор помимо капитальных вложений будет конкурировать на объемы финансовых средств для оказания медицинских услуг. Размеры текущих тарифов на медицинские услуги будут стимулировать ежегодное увеличение требуемых объемов финансирования национального оператора. Соответственно, это вызовет определенное давление на действующих игроков.